Сообщите нам если начиная с сентября вы испытываете проблемы с доступом к сайту через клирнет, сразу укажите сообщение об ошибке или приложите скриншот.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Российские студенты оказались в финансовой ловушке: государственная стипендия не покрывает даже базовых потребностей, а подработка часто идет в ущерб учебе. Инициатива повысить выплаты до уровня МРОТ столкнулась с вопросом финансирования и разным пониманием роли стипендии — то ли это социальная поддержка, то ли плата за будущие кадры. Пока чиновники ищут деньги, студенты вынуждены выбирать между учебой и выживанием. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.
Поводом для дискуссии стало предложение уполномоченного по правам ребенка в Татарстане Ирины Волынец поднять минимальную стипендию до 22 тысяч рублей — уровня МРОТ. Сейчас базовая ставка составляет 2224 рубля, и даже планируемое увеличение до 3340 рублей выглядит каплей в море на фоне реальных расходов студентов. Исторически стипендия в России рассматривалась как стимул и поддержка, но сегодня ее размер потерял всякий смысл.
В советское время выплаты позволяли если не жить, то хотя бы существовать, особенно при бесплатных общежитиях, низких ценах на базовые продукты и возможности подработать в стройотрядах. Сейчас же, по данным экспертов, даже повышенные стипендии — например, президентская в 30 тысяч рублей — доступны лишь единицам из миллионов студентов.
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец жестко критикует текущую систему: "Всегда студенты получали стипендию, которой было достаточно для того, чтобы жить. Сегодня троечник не получает ни копейки от государства".
При этом Волынец настаивает, что стипендия должна быть не привилегией, а нормой для всех студентов, особенно в сложных с точки зрения обучения специальностях: "Есть такие вузы, как медицинский, инженерный, где учиться очень сложно. Студенты спят по 5-6 часов в сутки, ни о какой подработке речь идти не может".
Она предлагает дифференцированную систему: минимальный МРОТ для троечников, полуторный размер для хорошистов и двойной — для отличников.
Доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Ермилова обращает внимание на региональную специфику. "Не каждый вуз — МГИМО, и не каждый студент приезжает на "Мерседесе", — отмечает она, предостерегая от радикальных решений вроде отмены выплат в "престижных" вузах.
Ермилова подчеркивает, что даже скромные две тысячи рублей для многих студентов из провинции — существенная поддержка. Она предлагает системный подход: увязывать стипендиальную политику с потребностями экономики и развивать корпоративные программы, при которых компании будут сами "воспитывать" будущих специалистов.
Пока вывод из дискуссии неутешителен, стипендиальная система России застыла, а ее текущее состояние скорее демотивирует студентов, чем помогает им. В то время как чиновники спорят, является ли стипендия зарплатой или подачкой, студенты вынуждены работать в ущерб учебе или полагаться на поддержку родителей. Инициатива Волынец хотя и выглядит утопичной на фоне бюджетных ограничений, но обозначает цель: образование не должно быть роскошью, доступной только тем, кто готов терпеть лишения или влезать в долги. Без пересмотра роли стипендии как реальной финансовой опоры разговоры о "кадровом прорыве" и "инновационной экономике" так и останутся разговорами с голубых экранов, спорами в телестудиях.
https://www.nakanune.ru/articles/123853/