Сообщите нам если начиная с сентября вы испытываете проблемы с доступом к сайту через клирнет, сразу укажите сообщение об ошибке или приложите скриншот.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Бог всемогущ, всесведущ, всеблаг (есть любовь) и единолично сотворил мир. При этом в мире есть страдание, война, боль, смерть, голод, эпидемии, геноцид и т.д. Как у благого бога мог получиться такой злой и жестокий мир? -> Проблема теодицеи (богооправдания)
> Добро и зло равно необходимы, т.к. без зла нет и не может быть добра
1) Принимая аргумент за чистую монету
Кем задано такое свойство вселенной? Если богом, то что мешало ему задать иначе? Если он мог, то почему задал именно так, а если не мог, то разве он всемогущ?
2) По существу
Это понятие добра и понятие зла соотносительны и друг без друга теряют смысл. Явления, которые этими словами обозначаются, от самих слов не зависят. Богу ничто не мешало создать мир, содержащий только - в терминах нашего имеющегося мира - добро. Хотя верно, что в таком мире понятия добра или зла не могли бы быть и не были бы сформулированы, что, разумеется, не имело бы никаких вредных следствий для человеческого счастья.
> Человек не может быть счастливым без свободы воли, а она, в частности, неизбежно предполагает возможность выбора зла
1) Принимая аргумент за чистую монету
А. Кем задано такое свойство человеческого счастья? Если не богом, то кем, а если богом, то что мешало ему задать иное и сделать нас счастливыми без свободы воли? Если он мог, то почему не сделал, а если не мог, то разве он всемогущ? Наконец, если это единственная возможность, любящий бог вовсе не стал бы создавать людей, заведомо обрекая их на страдания от их будущего выбора - как раз из милосердия и любви к ним.
Б. Что мешало богу создать нас со свободой воли, но с такой природой, что нам просто не приходило бы на ум творить зло? Мы не страдали бы от этого, как мы не страдаем от отсутствия желания пить щёлочь: мы действуем свободно, но пить щёлочь от природы не приходит нам на ум. Природа человека полностью определена богом, зачем он дал нам природу, допускающую вообще желание творить зло? Если он мог дать другую, то почему не дал, а если не мог, то разве он всемогущ?
2) По существу
А. Ряд нейробиологических опытов доказывает, что у нас нет никакой свободы воли даже в простых моторных актах. Свобода воли - это иллюзия вроде плоскости земли или геоцентризма.
Б. Свобода воли противоречит и детерминизму, и индетерминизму, т.к. признает намерения/желания выключенными из естественной причинности, но необходимо считает их причинами наших поступков, чтобы судить нас за них.
> Бог не творит зла, это человек сам, отпадая от бога, впадает во зло
1) Принимая аргумент за чистую монету
А. См. ответ выше, т.к. "сам" отсылает к свободе воли
Б. Кем задана природа человека со всеми возможными его действиями? Если богом, то у человека нет никакого "сам", а если не богом, то кем? Создавший камень, гравитацию и сам же бросивший камень на землю не может говорить, что камень "сам упал".
> Страдания нужны для достижения морального совершенства, а мир с последним ценнее мира без первых
1) Принимая аргумент за чистую монету
А. Кем заданы такие соотношения ценности? Если богом, то что мешало ему задать иное, а если не богом, то кем? Если бог всемогущ, ничто не мешало ему создать людей морально совершенными без страданий, почему же он не сделал этого?
Б. Если страдания входят в божественный план и требуются для морального совершенства, они также есть благо и ничто не достойно осуждения, но лишь одобрения. Если же что-то в мире достойно осуждения (война, геноцид, ложь), то это осуждение неизбежно может быть только осуждением творца, задавшего необходимость этого, т.к. только он, а не человек, есть первопричина этих явлений.
2) По существу
Аргумент нелепо софистичен: бог выступает инженером, создавшим машину, чтобы она ломалась, и водителя, который хочет водить ее, но обречен создателем все время чинить ее, т.к. счастье чинить ее "лучше" счастья водить ее, по мнению создателя, хотя самого водителя творец создал считающим прямо наоборот. При этом творец совершенен и добр, а водитель "сам виноват".
> Человеческая логика несовершенна и непригодна для постижения божественного замысла, и хоть он предстает противоречивым, его надо держаться и сохранять с помощью веры
1) Принимая аргумент за чистую монету
Почему любящий бог создал свое наилучшее творение, обделив его даже способностями понять свой замысел, обрекая человека на поиск ответов, муки раздумий и отказ от логики?
2) По существу
А. Это не аргумент, а фидеистский уход от аргументации. Таким же образом можно оправдать любые воззрения (например, что квадрат есть сорт круга), в т.ч. полностью противоречащие христианским.
Б. Это также отказ от логики, а что подается алогично и бездоказательно, может быть и будет отвергнуто без ссылки на логику или доказательства, и на прихоть веры восстанет безнаказанно прихоть неверия.
> Логика даже не нужна, у меня есть вера, духовный опыт, удерживающий меня в христианстве
1) Принимая аргумент за чистую монету
Логика даже не нужна, у меня есть вера, духовный опыт, удерживающий меня вне христианства.
2) По существу
Подобный "духовный опыт" - недоказуемый, невоспроизводимый и уникальный - психиатр не сможет отличить от духовного опыта ощущения себя римским богом, султаном Занзибара, лугалем Киша, Кецалькоатлем или генералом МакАртуром. Это не аргументация, а клиническая картина.