Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
В истории всегда были общества, практиковавшие равные отношения между полами. А сравнения между культурами показывают, что те социальные или психические «качества», которые обычно считаются «типично мужскими» или «типично женскими» в различные эпохи, в различных общественных структурах и способах производства могут проявляться совершенно по-разному. Абстрактный универсализм современных товаропроизводящих систем постоянно создавал видимость относительной половой нейтральности. Товар есть товар, а деньги — это деньги, где тут место половым различиям? Поэтому продолжающееся существование патриархальных структур в семье и обществе при поверхностном рассмотрении может показаться просто пережитком архаичного прошлого.
В этом смысле феминизм требовал ещё со времён Французской революции того «равноправия», которого обещала универсальная форма современной денежной экономики. С этой точки зрения ограничение лозунга «Свобода, Равенство и Братство» только на мужчин кажется чистейшей воды произволом субъективного, сохранившегося архаичного мужского коллектива, и должно быть расширено лозунгом «Сестринство». До сих пор феминизм в политике не вышел за пределы требования женского участия в современной товаропроизводящей системе. «Абстрактный человек», индивидуальный общественный атом должен быть как мужчиной, так и женщиной.
С другой стороны, исторические и социологические феминистские исследования давно уже выяснили, что дискриминация и унижение женщин в современности не являются ни «пережитками» архаических отношений, ни чисто субъективными мужскими притязаниями. Они довольно глубоко укоренены в этих современных условиях, ибо современная товаропроизводящая система не так универсальна, как кажется. У неё есть, в определённом смысле, обратная сторона, остающаяся незамеченной в официальной общественной теории. Это все области и моменты жизни, которые невозможно выразить в денежной форме. И эта обратная сторона системы является чем угодно, но не нейтральной в половом отношении. Ответственными за неё были сделаны именно женщины.
Речь идёт, с одной стороны, об определённой деятельности, происходящей внутри частного домашнего хозяйства по ту сторону товарного производства: приготовление пищи, стирка и уборка, уход за детьми и т.д. С другой стороны, эта работа, определяемая как «женская», выходит за рамки простой механической деятельности. Женщина «должна» создавать приятную и уютную атмосферу, в которой не царит тот жёсткий тон конкуренции, как «снаружи, в жизни» капиталистической экономики, политики и науки. Так, женщина ответственна за «ласковый уход», в определённом смысле, за «любовное обслуживание» мужчины и детей. К «женским добродетелям» относится чутьё в межличностным отношениях, эмоциональная «мягкость». Мужчина же, напротив, должен быть умным, жёстким и сильным в конкуренции. Зато ему не обязательно быть привлекательным, что, в свою очередь, является первой обязанностью женщины.
Вопреки популярному предположению, модернизация не ослабила, а, наоборот, усилила патриархат. Лишь с развитием капиталистической экономики мужчина и женщина были так радикально расколоты, как будто они явились с различным планет. В домодерновых обществах ещё не было строгого разделения на сферу товарного производства и частную сферу. Поэтому и предписания половых ролей были менее односторонними. У женщин было своё место в сельскохозяйственном и ремесленном производстве. Современная рыночная экономика же превратила производство товаров в самостоятельную область наращивания прибыли и, тем самым, в центр буржуазной общественности, которой управляют мужчины.
Капиталисты и менеджеры, как и политики, в первую очередь — мужчины.Это новое и более строгое разделение функций между полами в современности просто не может быть равноправным. Так называемые «женские» виды деятельности и поведения также необходимы для выживания общества, как и товарное производство, вынесенное в «мужскую» функциональную сферу организации предприятия. Но женщин за участие в валовой продукции общества не отблагодарили. Именно потому, что они были сделаны ответственными за всё, что по своей природе не выражается в денежной форме и, посему, по капиталистическим критериям «ничего не стоят». Женщины со всеми областями их деятельности, приписываемыми им качествами и добродетелями, стали считаться неполноценными, людьми второго класса.
Конечно, женщин всегда можно было встретить и в качестве самостоятельных представителей класса буржуазии, в экономической сфере работы, в политике, культуре и т.д. Но клеймо неполноценности перешло к женщинам и в эти области. Профессионально работающая или политически активная женщина не может избавиться от социальных признаков, которые были приписаны ей доминантной мужской культурой. Она и дальше считается принципиально ответственной за кухню, детей и «любовь», т.е. никогда не воспринимается всерьёз в экономическом и политическом смыслах. И это — не просто навязанный извне ориентир, а психически усвоенный момент, приобретённый в процессе женской социализации.
Как известно, женщины и по сей день реже заняты профессиональной или общественной деятельностью, чем мужчины. Они куда реже попадают на руководящие должности и, как правило, имеют меньший оклад. В этом становится заметна дилемма женского движения: чтобы действительно преодолеть патриархат, ему пришлось бы радикально поставить под вопрос весь современный способ производства; конечно, не в смысле обращённой в прошлое идеализации аграрных условий, а в виде требования совершенно иной организационной формы современных производственных сил. Пока деструктивная, «мужская» рациональность организации производства не будет сломлена, сохранятся и считающиеся неполноценными и изгнанные в сферу частного формы «женской» деятельности, так называемые «женские качества».
Лишь по ту сторону расщепления на «логику» денег с одной стороны и домашнюю «не-логику» личных отношений и эмоциональности с другой, может возникнуть новое эмансипационное отношение между женщинами и мужчинами. Феминизм, ограничивающийся требованием «равного права» внутри существующих порядков, будет обречён на беспомощность. Чисто моральное воззвание, что мужчины должны в равной степени заниматься расщеплёнными видами деятельности в личной и семейной жизни, остаются неуслышанными. И, напротив, сам феминистский взгляд всё более сужается до экономическо-политической сферы. Женская эмансипация измеряется не изменениями в поведении мужчин в приватной сфере, а изменениями в поведении женщин в общественной области.