Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Книга от которой подгорает у леваков, значит ее стоит прочитать. Я начну с первой главы, а вы подложите, анончики. Попробуем обсудить со всеми желающими серьезное политическое чтиво от человека идеи, которого сильно повлияли на этот мир (во всяком случаи на экономическую его часть). Милтон Фридман выдающийся либеральный(либертарианский) мыслитель 20-ого века, дедушка монетаризма и современной финансовой системы, лауреат Нобелевской премии по экономике.
на русском
https://flibusta.is/b/463994/read
на английском
libgen, annas-archive, picrel rarjpg (можете спросить у оп-хуя, он зальет)
Теперь мой небольшой конспект основных мыслей первой главы
Введение.
Это книга о тех ценностях, которые когда-то в 19-ом веке называли либерализмом и в США на данный момент называются либеральным консерватизм. Начиная с 1930-х годов в США слово либерализм украли люди, главным слоганом, которых была не свобода, а равенство, которые готовы поступиться свободой ради равенства. Настоящий либерал в оригинальном смысле этого слова никогда не поступиться свободой в пользу равенства. Настоящий либерал видит свободу способом достижения равенства и экономического благоденствия. Он не спрашивает, что он может сделать для государства и что государство может сделать для него, он спрашивает, что он и его товарищи могут сделать посредством государства.
Милтон не хочет отдавать слово либерал левакам и потому предпочитает называться себя либералом.
Главной угрозой свободы является государство, но государство нужно для поддержания этой самой свободы. Потому государственная власть должна быть ограничена и децентрализована.
Милтон является сторонником экономической модели, которую он называет конкурентным капитализмом. т. е. laissez faire капитализмом, где работает свободный рынок, где государственная власть ограничена и разделена на отдельные более мелки ветви, где есть репрезентативный парламент и т. д.
Основные мысли первой главы.
Экономическая и политические свободы не отделимы друг от друга. Одно следствие другого. Ни одно из великих достижений цивилизации, будь то в искусстве, архитектуре, науке, живописи не пришло от централизованного государства. Даже самые тоталитарные государства будь то Царская Россия, нацистская Германия вынуждены были давать людям какие-то элементы экономической свободы.
Существует только два способа координировать экономическую активность миллионов: централизованное правительство использующая принуждение - технология армии и тоталитарных государств, Второе: добровольная самоорганизация индивидуумов - технология свободного рынка.
Критика либерализма исходит от неверия в свободу как таковую.
Нельзя представить себе государство с политическими свободами без свобод экономических. Экономические свободы эту существенная часть свободы, будучи свободны экономически - вы можете выбирать где жить, чем заниматься, кого и какие партии финансировать, можете путешествовать. Это и есть свобода в самом широком смысле. Так, например, знаете ли вы, что в Братании одно время запретили Черчиллю выступать на ББС(гос компания)? или что Британцам было запрещено путешествовать в США в силу экономических причин? или историю о том, как один запрещенный Голливудом сценарист, все же нашел способ пробиться под псевдонимом.
В централизованном государстве без экономических свобод невозможны политические свободы. Вы не можете издать книгу, не можете агитировать против власти, вам никто не даст напечатать плакат, вам никто не даст место для проведения митинга. При конкретном капитализме вы можете агитировать за социализм, но при социализме вы не можете агитировать за капитализм. Вам просто это сделать не позволят. Все типографии государственные, все площади и залы для собраний государственные. а если даже партия поставит такую цель: вести антисоциалистическую пропаганду, они все равно не смогут решить сколько и кому средств на это выделять. От себя добавлю, что советская перестройка это показала наглядно. Когда дали задание критиковать власть, но критиковали через жопу.
В свободном экономически обществе вы можете издать книгу критикующую власти, вы можете профинансировать такую книгу или вам может дать деньги на издание такой книги какой-нибудь богатый субъект.
Экономическая свобода и свободный рынок заменяет собой политическую власть, сужает количество вопросов по которым обществу нужно договариваться через государственные политические институты. Чем больше экономической свободы, тем больше свободы политической.
Милтон выдвигает тезис, что в истории не было государств с экономическими свободами и без свобод политических. В целом на момент написания книги это было верно. Сейчас появился Китай с экономическими свободами и кибергулагом. Но назвать Милтона неправым нельзя, он сделал оговорку, что представить такое государство все же можно. Я думаю, что правда в том, что Китай свободней России или Украины, потому что экономические свободы это большая часть свободы как таковой и либерализация власти Китая рано или поздно произойдет с ростом благосостояния и культурного уровня населения.
Фридман практические не видит никаких причин для вмешательства государства в экономику. Разве что Neighbourhood effect и техническая монополия, впрочем, даже в этих случаях решение не так просто однозначно, об это будет в главе второй.