Сообщите нам если начиная с сентября вы испытываете проблемы с доступом к сайту через клирнет, сразу укажите сообщение об ошибке или приложите скриншот.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Ситуация в ИТ сейчас очень похожа на этапы запуска сервиса Clubhouse. Там в первые дни запуска была максимально ламповая атмосфера, с интересными темами и топовыми спикерами. Потом туда поддали ещё немного людей… тоже классных. Но вот только топовые спикеры почти перестали говорить. А потом туда добавили всех. И всё. Clubhouse будто бы помер.
С айтишкой также. Если раньше это была уникальная ламповая престижная профессия, в которой работали настоящие инженеры, которые жили компьютерами, техникой, программированием, аналитикой, то сейчас в неё пустили всех (чудесных людей, вопросов нет, но всех).
Забегая вперёд тут хочется вставить мудрость, которой с вами поделится любой консультант по финансам и личному бренду — чем больше людей умеет/может делать твою работу, тем ниже она оплачивается (эту мысль припаркуем пока что).
Что будет дальше? Clubhouse помер, ну и ладно. Прикольная игрушка была на время. А вот айтишка помирать не собирается. И если вы думаете, что фарш провернуть назад нельзя, то вот тут выяснится, что можно. И всех вкатунов система будет выкатывать обратно. Как минимум потому, что «топовые спикеры» (не отпускает меня метафора с клабхаусом) никуда уходить не собираются, они этой профессии жизнь посвятили. Эту профессию любят и ценят.
И самое главное, что когда хайп пройдёт, зарплаты окажутся на уровне средних, вкатуны то выкатятся обратно, а вот остальные останутся, и именно им придётся разгребать то, что наговнокодили «я УЖЕ 1,5 года, я мидл ёпта».
📌 Можно было бы продолжить список того, что происходит сейчас, но можно сказать проще — жопа сейчас происходит. Будто бы беспросветная.
Если по какой-то немыслимой причине вы дочитали до этого места, и не планируете останавливаться, то моё почтение! Следующим шагом попытаемся разобраться, почему это всё происходит? Для этого нужно отмотать назад, причём прилично так.
Расскажу историю. Лет 20 так назад в одном из российских розничных банков у тогдашнего ИТ директора был прям пунктик. Считалось, что в ИТ продуктах банка не может быть технических сбоев. Вообще. Пунктик был настолько жирный, что сотрудников колл-центра даже штрафовали, если они клиентам вслух говорили фразу формата «я не могу сейчас предоставить информацию, так как у нас технический сбой».
Косяки и проблемы не выносились наружу. А если ты, будучи айтишником, положил какой-нибудь портал, то потом ты шёл по длинному коридору в кабинет, в котором было всегда очень холодно, потому что там сидел очень грузный и очень серьёзный человек, которому всегда было жарко. И тебе там, разумеется без вазелина, рассказывали о том, из какого места должны расти руки, о том, зачем человеку голова, и о том, что с тобой будет, если ты не начнёшь ей пользоваться и не пересадишь себе руки в правильное место. Мотивировало прям очень.
Уже ближе к нам произошло три события, как мне кажется очень важных для нашего рассказа.
1️⃣ Случился кризис 2008 года. До этого момента денег было неприлично много, и что самое главное — их не считал никто при разработке. Ну то есть вы могли по водопаду внедрять 3 года какую-то мандулу, которую никто никогда не видел… могли даже съездить на какую-то конференцию, и на серьёзных щах рассказать о том, как у вас всё круто внедрилось уже вот-вот почти… а потом сказать «ой»… и начать делать следующую мандулу (которую тоже не увидит никто).
После 2008 года бизнес-коллеги, которые тогда совершенно справедливо говорили «мы вам денег зарабатываем, какого, собственно, художника, где результат?!», начали сильно напрягаться, и были очень правы в своём напряжении.
2️⃣ Тут же на смену водопаду закономерно пришёл agile.
Ценность стала доставляться стремительно и ровно такая, какая была нужна. Решилась извечная проблема бизнеса, когда они придумали крутую бизнес-идею, актуальную здесь и сейчас, а ИТ им решение даёт через год, когда идея уже 10 раз протухла.
И тут вы меня можете заподозрить в том, что я виню гибкие методики в тех проблемах, которые описаны выше. Ни в коем случае нет. Просто подумалось, что среди нас есть те, кто водопад даже не застал, и важно пояснить, с чего всё началось.
Вы можете сказать, что agile-манифест появился в 2001-м, но реально всё это начало работать на практике примерно в 2008-2009 годах.
И если в самом начале это было всё аккуратно, с вниманием к деталям и продукту, с вниманием к методологии, то дальше эта скорость ни к чему хорошему не привела. И agile сейчас во многих местах не более, чем модная замануха, а на деле там ничего общего с гибкостью нет. Блин, всё-таки будто бы виню… ))
3️⃣ Следующим шагом, тоже важным, стало повсеместное появление центров разработки и генерации идей с неограниченным (на самом деле нет, вполне фиксированным) бюджетом. Куда собирали классных креативных ребят, и предлагали им создавать новое и революционное. А что нужно, чтобы привлечь классных и креативных? Правильно, плойка, смузи, любой формат работы, отсутствие дресс-кода, забота об их ментальном здоровье, лояльный менеджмент, спортзал и корпоративная йога.
И всё сперва было очень даже хорошо. Ребята действительно и совершенно искренне (не садясь на шею компании) генерили крутые и классные идеи, которые потом брали в масштабирование.
Однако же нужно добавить, что если на заре этого творческого и светлого ребята создавали новое и классное, то сейчас некоторые ходят на работу просто потусоваться. Классно же — офис красивый, смузи, плойка, дейлик, кофе, спортзал, дейлик.