Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Если этот день ясный будет, то будет хороший урожай проса, а если пасмурный, то недород его.
Если поутру синички кричат - значит, к вечеру будет мороз; а вот если галдят вороны - быть снегопадам и метелям.
Обильный снег предвещает подрумянившаяся в печи каша.
«Бабьи каши» – праздник повивальных бабок и рожениц. «Во многих местах, по старому обычаю, русские женщины ходят к родильницам с пирогами»; в Курской губ. «крестьяне, имеющие детей, с женами вечером ходят к повивальной бабке и приносят ей водку, харч, блюда пирогов иди блинов и всякой всячины». Подобное посещение и совместная еда с повивальными бабками, иногда с вечера «до бела света», наблюдались практически повсеместно.
В этот же день обращаются за помощью к пророку Давиду – музыканту и укротителю гнева. «Наш простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у этого угодника защиты от лютых зверей, от разбойников в уверенности, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов».
-
До сих пор у нас представление о святках связывается с посиделками. Посиделки, вечерки, бесёды устраивались еще с Николина дня или Покрова, но приобретали праздничный характер с Рождества.
В Забайкалье, к примеру, на рождественские посиделки «девушки и парни приходили из разных деревень, разодетые в лучшие платья, иногда приносили их с собой в узелках и несколько раз переодевались. У русских в Забайкалье на святках проводилось восемь праздничных игрищ, и к каждому из них меняли сарафан и атлас (платок). Девушки, не имевшие большого числа сарафанов и шуб, занимали их у более богатых людей, а потом за это отрабатывали хозяевам, дававшим одежду на время святочных игрищ».
Лето – для старания, а зима – для гуляния.
Молодежь, «разодетая в новые рубахи, чтоб избежать неурожая, собравшись в избе, пляшет под дуду, слушает сказки, перекидывается загадками, а главное – рядится, или «окручивается», и гадает о своей судьбе».
Загадывание загадок, видимо, когда-то носило магический характер, исконный смысл такого действа постепенно забылся, но традиция сохранила и сам тип вопросно-ответных песен и древнейшую форму исполнения их: двумя группами девушек в виде своеобразного диалога.
Звучали веселые, озорные песни про старого мужа, про свекра со свекровью, с которыми (в песне!) молодая невестка не считается, не церемонится:
Нынче святки – все святые вечера!
Все мои подруги на игрища пошли,
Мене, молоду, свекор не пустил.
Заставил мене свекор овин сушить.
И я-то со зла овин сожгла,
Овин сожгла и туды ж пошла.
Нынче святки, все святые вечера!
Все мои подружки на игрища пошли,
Мене, молоду, свекры не пустила,
Заставила свекры кросен наткать.
Я со зла кросна изорвала, берды выломала,
Берды выломала да и туды ж пошла.
(Тульская губ.)
-
Э-э, прялочку взяла да во поседочки пошла,
Прясь-то не напряла, только время провела,
Прялочку – под лавочку, сама гулять пошла.
Кочеты запели – я не думала домой.
Други запели – я умом-то не веду,
Третьи-то запели – я в головку не беру,
Четверты запели, д’заря бела занялась,
Пяты ти запели – я домой собралась,
Пяты ти запели, д я домой собралась,
Шесты запели – я домой пришла.
Сёдмые запели, д я за старого легла,
Сёдмые запели – я за старого легла.
«Ну-ка, старый шут, да поворачивайся,
Седа борода, да пошевеливайся».
«Женушка-жена, да сейчас ли ты пришла?»
«Что ты, старый шут, да ты не бредишь ли?
Седа борода, да не во сне ли говоришь?
Я давно пришла, да давно выспалася,
Я хочу вставать да избушку топить,
Избушку топить да щи да кашу варить,
Щи-кашу варить да шута старого кормить».
(Нижегородская губ.)
Та же ситуация «старый муж и молодая жена» обыгрывалась и в святочных играх. Об одной из них вспоминал С Т. Аксаков, не раз видевший ее в своем имении Аксакова Казанской губернии еще в начале XIX века:
«Посреди избы, на скамье или чурбане, сидит старик (разумеется, кто-нибудь переряженный), молодая его жена в кокошнике и фате, ходя вокруг и приплясывая, поет жалобу на дряхлость мужа, хор ей подтягивает. Пропев куплет, кажется, из восьми стихов, из которых я помню две начальные во всех куплетах:
Ох ты горе мое, гореванье,
Ты тяжелое мое воз дыханье... –
жена подходит к мужу и посылает его пахать яровую пашню. Старик кашляет, стонет и дребезжащим голосом отвечает: «Моченьки нет». Зрители хохочут. Молодая женщина опять поет вместе с хором новый куплет, ходя и приплясывая вокруг старика. Таким образом перебираются все полевые работы, и на все приглашения сеять, пахать, косить, жать и проч. старик отвечает словами «Моченьки нет», разнообразя отказ прибаутками и оханьем. Наконец, жена поет последний куплет, в котором говорится, что все добрые люди убрались с полей и принялись варить пиво, потом подходит к мужу и зовет его к соседу «бражки испить». Старик проворно вскакивает, бодро отвечает: «Пойдем, матушка, пойдем», – и бежит стариковской рысью, утаскивая за руку молодую жену. Громкий веселый хохот зрителей заключает эту игру».
Со всем азартом молодости собравшиеся на посиделке играли «в молчанку». «По команде «раз, два, три» все парни и девушки должны хранить самое серьезное молчание... Не выдержавшие молчания подвергаются какой-нибудь условленной каре, например, съесть пригорошню угля, поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой с ног до головы, бросить в рот горсть пепла, сходить на гумно и принести сноп соломы (последнее наказание считается одним из тягчайших, так как ночью на гумно не ходят из опасения попасть в лапы «огуменника»...). Исполнение штрафов за нарушенное молчание производится по всей строгости уговора».
-
Нет посиделок без хороводов. Например, девушки образуют круг (весь хоровод – это «царевна»), по-за кругу ходит одна девушка – «царевень» (царевич):
Царевень: Ты пусти во город,
Ты пусти во красен.
Царевна: Те по ще во город,
Те по ще во красен?
Царевень: Мне девиц смотреть,
Красавиц выбирать.
Царевна: Тебе коя люба,
Коя прихороша,
Коя лучше всех?
Царевень: Мне-ка эта люба,
Эта прихороша,
Эта лучше всех.
С этими словами «царевень» выводит из круга выбранную им девушку и, взявши своей левой рукой ее правую руку, с пением быстро ведет по-за кругу. Когда песня кончится, ее начинают сызнова и поют до тех пор, пока «царевень» не выберет из круга всех девиц, затем вереница девушек делает несколько спиралевидных поворотов, хороводных зигзагов, и на том игра кончается.