Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
На Похвалу сорóка яйцом похваляется (то есть начинает в этот день класть яйца или успевает уже снести первое яйцо).
-
В западных губерниях «крестьяне в день святой Агафии освящают в церкви хлеб, натыканный кусками соли, и потом вешают этот хлеб на рога коров».
Коли на Никиту лед не прошел (на Оке), то лов рыбы будет плохой.
На Никиту водяной просыпается от зимней спячки. Рыбаки угощают водяного, утопляя (чужую) лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью!»
Водяной – «у него борода… как трава-то растет, тина-то сáма. Вот с этой тины борода длинная. Волосы большие, тоже с этой тины. Тело такое, переливается, как рыбья чешуя, но это не чешуя. Ноги в воде» (Нерчинская обл.).
МУЖИК И ВОДЯНОЙ
У одного бедного мужика была жена-рукодельница. Вот она вышила ширинку и послала мужа продавать. Муж продал ширинку и идет по мосту. Вдруг водяной: «Мужик, давай деньги!» Отдал мужик водяному деньги, пришел домой и рассказал жене про свое горе. «Не печалься, милый муж, – говорит жена, – я вышью другую ширинку, лучше прежней».
Вышила жена-рукодельница ширинку лучше прежней и послала мужа продавать. Продал мужик ширинку дороже прежнего. Идет через реку, а водяной опять: «Мужик, подавай деньги!» Жаль мужику денег, но делать нечего, отдал водяному, а тот ушел в воду, только вода закружилась и запенилась. Жена опять утешает мужа: «Не печалься, милый муж, я вышью новую ширинку, лучше и краше первых двух».
Вышила рукодельница третью ширинку лучше и краше первых двух, расшила ее цветами и узорами, шелками и гарусом и послала мужа продавать. Продал мужик ширинку и взял много денег. Идти надо было чрез реку, миновать нельзя, и только зашел он на мост, как водяной опять: «Подавай, мужик, деньги!» Не посмел мужик перечить водяному и отдал деньги. Пришел домой и говорит жене: «Не житье нам здесь, водяной обидит. Прощай, жена! Пойду за море талан-счастье искать, разживусь – назад ворочусь иль тебя достану, а не разживусь – не поминай лихом!»
Пришел мужик к морю и видит – корабль готовится к отправке, выпросился он в кочегары и поплыл за море. Плывут день – ладно и другой день проплыли – ничего; на третий день корабль словно наткнулся на что, стал – и ни с места, а место глубокое – ни камней, ни мелей, и ветер попутный. «Верно, водяной держит», – думают корабельщики. Думали, гадали, как от беды такой избавиться, и решили кого-нибудь кинуть в море, на выкуп водяному. Бросили жребий, и жребий пал на бедного мужика-кочегара. Делать нечего, приготовился мужик к смерти и – бух в воду! Только вода закружилась и запенилась, глубже и глубже идет ко дну; вдруг слышит, кто-то его подхватил и держит. «Это я, водяной, – слышит он голос, – я и корабль держу, ходу не даю, а за тебя и твои деньги отпущу корабль и тебя награжу». С этими словами водяной дал мужику камень и приподнял вверх. Корабельщики увидали мужика поверх воды и достали на палубу. Корабль тотчас же тронулся с места и поплыл дальше. Наконец он пристал к берегу иноземного царства. Царь той страны потребовал к себе корабельщиков на поклон. Пошли корабельщики к царю во дворец кто с серебром, кто с золотом, с дорогими мехами и тканями. У одного бедного мужика не нашлось никаких даров, взял он камешóк от водяного, серый и невзрачный, как булыжник, и пошел с ним.
Царь заморский, веселый и ласковый, принимал дары с благодарностью. Последним подошел бедный мужик и поднес свой серый камешóк. Разгневался царь, стал грозный, немилостивый за то, что осмелился мужик булыжник поднести, бросил камень о пол. И что же? Как слетела скорлупка, так всех и осветило, как солнечным лучом: то был такой редкий алмаз, какого не сыскать по всей земле, ни в одном царстве иль конце, только у русского царя в венце. Царь вдруг переложил гнев на милость и говорит мужику: «Будь в моем царстве важным барином!» Но мужик не пожелал боярской чести и стал проситься домой к жене-рукодельнице. Царь его отпустил и в награду дал корабль с разными товарами и подарками (Пермская губ.).
-
Перед началом первого лова, устанавливая в первый раз в году сети, рыбаки бросали в воду хлеб солью, это делалось для того, чтобы весь год был удачным для рыбной ловли. Для этого же в воду бросался старый лапоть или сапог с приговором: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!». Из первого вытащенного невода обязательно вытаскивали несколько рыбин, прибавляли к этому краюху хлеба, стопку алкоголя и щепотку табака, все это тоже бросалось в воду со словами: «На тебе, водяной дедушка, угощенье и табачку, а нам дай рыбки».
Существовал и более странный обычай. За пару дней до Никиты Водопола рыбачья артель вскладчину покупала старую немощную лошадь, за которую, не торгуясь, платили первую предложенную цену. Эту лошадь в течение нескольких дней сытно кормили, давали ей вдоволь хлеба и конопляного жмыха.
В канун Водопола в гриву лошади вплетались красные ленты, сама она обмазывалась соленым медом, ноги спутывали веревкой, а на шею вешали два старых жернова. В полночь рыбаки собирались на берегу, несколько из них садились в лодку, отчаливали от берега и тянули за собой лошадь до тех пор, пока та не захлебывалась, причем старались утопить животное посередине реки. Знак к утоплению подавал самый старший рыбак артели, который обычно оставался на берегу, толкуя поведение воды и разносимые над ней звуки. Если же на реке еще стоял лед, то в самом глубоком месте делали прорубь и сталкивали лошадь в нее. Как только лошадь тонула, старший рыбак выливал из глиняного кувшина в воду растительное масло (иногда применяли и топленое сливочное), произнося следующие слова: «Вот тебе, водяной дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью». Если же лошадь долго не тонула, рыбаки считали это плохим предзнаменованием: говорили, что подарок водяному не понравился, и теперь всех ждет беда. Если же все происходило быстро, то сразу после обряда рыбаки отправлялись праздновать, потому как верили, что приняв жертву, водяной будет им помогать, спасая от бурь и потоплений, не трогать их сети и переманивать в их реку рыбу из других водоемов.