Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновлялся в избах огонь – старый гасили, а новый возжигали.
Вторая встреча осени.
Луков день (Ярославская, Вологодская губ) – собирают лук с гряд.
Пасиков день (Пензенская, Саратовская губ.) – убирают пчел с пасек или пчельников.
С рождества Богородицы – луковая неделя, женщины убирают лук.
В этот день ужи сушатся на дорогах, и потому ходить опасно.
Женщины встречают осень у воды.
К новобрачным идет в гости родня.
Оспожинки – это, по существу, праздник урожая: «оспожинки справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник», отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и скрепления добрых, мирных отношений между семьями сватов и между невесткой и родителями мужа.
Внуки нередко остаются у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.
Сегодня праздновалась вторая встреча осени (первая встреча отмечалась 14 сентября на Семенов день, третья – 27 сентября на Воздвиженье). Обряд Осенин проводился только женщинами: рано утром все женщины селения выходили на берег ближайшего водоема встречать матушку–Осень. Специально к этому дню выпекался каравай овсяного хлеба, с которым старшая женщина вставала посередине хоровода, а все остальные ходили вокруг нее и пели песни. После этого хлеб разламывался на куски по количеству присутствующих, эти куски относились домой и ими кормился домашний скот. Считалось, что после этого кормления скотина перестанет болеть и будет хорошо плодиться.
С вечера этого дня начинались традиционные девичьи посиделки, во время которых все девушки селения с рукоделием собирались в одной избе, часто к ним присоединялись молодые парни, и тогда посиделки превращались в молодежные веселья с песнями и плясками под гармошку.
21 сентября на торжество (рождество) Богородицы исполнялась игровая песня.
Вейся ты, хмель,
перевейся,
На нашу сторонку.
Как на нашей на сторонке
Приволье большое!
А приволье-то большое,
Мужики богаты!
Что мужики-то богаты,
Каменны палаты!
Что каменны палаты,
Двери золотые,
Что маковки литые!
(Костромская губ.)
-
Ой, сегодняшний денек
Забрал девушку хмелек.
Калинка моя, малинка моя!
А забрал хмелек –
Полюбил паренек.
Калинка моя, малинка моя!
Забрал хмелек –
Полюбил паренек.
Калинка моя, малинка моя!
Макар-молодец
Александрович холостой.
Калинка моя, малинка моя!
Полюбил баскóй детина
С низу-нóзовой купец.
Калинка моя, малинка моя!
С низу-низовой купец
Да Макар-молодец.
Калинка моя, малинка моя!
Макар-молодец
Олександрыч холостой.
Калинка моя, малинка моя!
(Новгородская губ.)
-
Никогда девку хмелинка
Не разымывала.
Разняла девку хмелинка,
Полюбил баской детинка,
И ванушка-сиротинка,
С низу-низовой купец,
Разудалый молодец.
Стал ко мне в гости ходить
Да гостинчики носить.
Он гостинчики носил,
С собой девку пригласил,
В Нижний город завозил,
На рыночке становил.
«Посмотрите-ка, ребята,
Что за девица краса –
А что девица краса,
Да из дальна города!»
(Вологодская губ.)
-
От чего хмелек завелся –
От соломенки гнилой.
Ой, люли, ой, люли,
Да от соломенки гнилой.
От соломенки гнилой,
Да от земельки от сырой.
Кто с хмельком повóдится,
Да тот нагой находится.
Во кабак идет детина,
Точно алый мак цветет,
Из кабака идет детина –
Точно липочка гола.
Точно липочка гола,
Как матушка родила.
Как матушка родила.
Да жена мужа бранила:
«Все ты пропил, прогулял,
Да все приданое мое.
Все придано, богодано,
Мой зеленый сарафан.
Мой зеленый сарафан
Да свой коричневый кафтан.
Я обиды не стерплю –
Поварешкой отвожу.
Буду голодом морить –
Позабудешь водку пить!»
(Пермская губ.)