Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
В Федóру лето кончается, осень начинается.
Бабье лето дальше Федоры не дотягивается.
Федора осенние грязи зачинает.
Третья встреча осени.
Не каждое лето до Федоры дотянет.
Если пчелы заводят в другой раз летку, то будет продолжительная и теплая осень (Воронежская губ.).
Становится слякотно, все чаще идут дожди: Федора – замочи хвосты.
Осенние Федоры подол подтыкают, зимние Федоры (12 января) платком рыло закрывают.
Федоры-обдеры: обивается оставшийся на корню хлеб.
В этот день осень ездит на гнедой кобыле.
Преподобная Феодора – всякому делу аминь.
Ходят смотреть озимые всходы.
Не хвали сусло, а хвали пиво; не хвали озимей, а хвали жниво.
Озимь в сусек не кладут.
Третьи осенины (первая встреча осени приходится на 14 сентября, вторая – на 21 сентября, когда празднуют Рождество Богородицы). Считалось, что с Федоры заканчивались осенние теплые дни и погода начинала хмуриться, разводя слякоть на дорогах.
На Федору окончательно завершались полевые и огородные работы, на грядах оставались только позднеспелые овощи, вроде некоторых сортов капусты и репы. Саму Федору считали покровительницей озимых работ, в молитвах к святой Феодоре часто звучали просьбы о том, чтобы хлеба зиму хорошо перенесли, в холода не померзли, под сильными снегами не попрели и не сгнили.
На Федору все деревенские участвовали в «осенщинах»: помогали местному церковному служителю подготовится к зиме. Всей деревней собирали дары (муку, мед, зерно и т.п.), мужики помогали с ремонтом, а бабы – с уборкой в доме и во дворе, с заготовками на зиму.
Мужики с Федоры начинали варить пиво. Процесс этот был долгим и до этого дня времени на него не хватало, оттого пиво варилось только к большим праздникам. Домашнее пиво в основном варили в корчагах – больших, размером в половину бочонка, глиняных сосудах, внешне напоминающих чугунки для приготовления каш и щей. Сначала готовили пивное ячменное сусло, которое заливалось в корчагу, сосуд ставился в большую протопленную печь и накрывался второй корчагой. Под корчаги, чтобы избежать наплывов сусла в печь, устанавливали лубяные корыта. Пиво варилось в течение долгого времени, и, за счет стихийной дистилляции паров алкоголя в верхней части корчаг, получалось более крепким, чем сваренное открытым способом.
У баб с Федоры начинались капустники – вечерние посиделки, во время которых сообща заготавливали квашеную капусту на зиму.
Во время капустных вечерок женщины каждый день переходили из дома в дом, под песни, шутки и прибаутки рубили капусту и заквашивали ее в больших бочках. Капусты рубилось столько, чтобы на всю зиму хватило. Некоторые женщины во время капустных заготовок готовили большой ужин на всех, который опять же был из капусты: щи, голубцы, пироги с капустной начинкой. После того, как капуста была заготовлена, накрывались большие столы, за которые усаживались все участвующие в капустнике бабы и хозяева дома с семьей, и веселье, начавшееся ранее за заготовками, продолжалось уже за столом. Такие капустники обычно затягивались недели на две.
-
День преподобной Федоры Александрийской, жизнь ее пришлась на конец 5 века. Федора была любящей верной супругой, но однажды знатный житель этого же города влюбился в нее и пожелал сделать своей любовницей.
Подкупленная сводня внушила Федоре что то, что совершено ночью – и грехом-то не назовешь.
Так случилась измена Федоры мужу. Но после, поняв, что ее обманули, поняв, что грешна перед ним и перед собой, женщина в покаянии принялась истязать свое тело. Лишь совет игуменьи, знакомой с Федорой, напомнил ей о Марии Магдалине, чьи слезы омыли ноги Христа.
Федора решила стать монахиней - и никого в свои планы не посвятила, особенно мужа. И, чтобы он не нашел ее в женском монастыре, Федора надела мужскую одежду и, назвавшись Федором, нашла приют в обители для мужчин. Супруг, узнавший обо всем после гибели жены, впечатленный ее подвигом, сам стал монахом в том же монастыре.