Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
22 января 2018 года студент Артём Исхаков убил и изнасиловал девятнадцатилетнюю студентку ВШЭ Татьяну Страхову. Многие люди оказались шокированы событием и — возможно, ещё больше — реакцией на него в соцсетях и некоторых СМИ.
Первое, что необходимо осознать: женоненавистничество — не удел маргиналов-одиночек, а цельная идеология. Эта идеология формировалась под влиянием пропаганды т.н. «традиционных ценностей» и биологизаторского, объективистского отношения к женщинам, которые в постсоветсткое (а отчасти и в советское) время активно пропагандировались массовой культурой, а конкретную форму она приняла во многом под воздействием специфической субкультуры имиджбордов
Домостроевские «традиционные ценности» получили массовое распространение в нашей стране в постсоветский период. Однако стоит отметить, что подобные представления (в основе своей сводящихся к тому, что место женщины на кухне) и грубое, дегуманизирующее отношение к женщинам со стороны части мужчин в той или иной форме существовали и в СССР с его формальным равноправием (равно как и в других странах). Характерный пример — травля Клары Будиловской в 80-е в Одессе, во многом очень напоминающая современные формы травли женщин
Тем не менее есть основания считать, что явление, описываемое в этой статье, всё-таки имеет свою специфику и не может быть сведено ни к одной из форм идеологии неравенства полов, существовавших в СССР. Отказ от официальной идеологии равноправия и активное обращение к религии как к средству идеологического контроля масс не могли не повлиять на те формы, которые приняло женоненавистничество как массовое явление.
Кроме того, отчасти это своеобразие оказалось связано с влиянием субкультуры имиджбордов. Речь, конечно, идёт об очень специфической субкультуре. В отличие от неонацистов битарды (представители субкультуры раздела /b/ имиджбордов, то есть раздела без четкой тематики; однако чаще всего люди, далёкие от сообщества, называют битардами всех пользователей имиджбордов, вне зависимости от того, какие разделы форума они предпочитают) не бреют волосы налысо и как правило не носят никакой опознавательной символики, однако они всё же представляют собой некое культурное единство. Представляется, что наиболее адекватный термин, передающий это явление — интернет-субкультура. Изначально она формировалась на японских, а затем на англоязычных сайтах вроде 4chan.org, а впоследствии была отчасти заимствована, а отчасти дополнена и развита уже на русскоязычных сайтах вроде 2ch.pm
Вероятно, наиболее определяющей чертой подобных интернет-сообществ является принципиальная анонимность участников, которая делает возможной публичное выражение и обсуждение абсолютно любых политических взглядов и любых моральных (или аморальных) суждений. Закономерным результатом подобной формы свободы слова оказалось то, что ещё в «дорусскоязычный» период субкультура имиджбордов развивалась под сильным влиянием идей так называемых «альтернативных правых». Или, возможно, более точным было бы сказать, что «альтернативные правые» и сформировались как определённое политическое течение именно в среде имиджбордов. Основные черты движения “alt-right”: расизм, антисемитизм, антифеминизм, гомофобия, элитизм и ненависть к левым идеям. Конечно, всё это характерно и для «традиционных» правых. Однако «альтрайты» гораздо более недвусмысленно отказываются участвовать в консенсусе «политкорректности».
Cпорно, можно ли всерьёз говорить об «альтернативных правых» применительно к России. Однако очевидно, что в на первой взгляд вполне «либеральной», оппозиционной и антипутинской среде (например, среди подписчиков таких интернет-СМИ как «Лентач», «Медуза», “The Village” и им подобных) существует заметное число людей, исповедующих воинствующий антифеминизм (вплоть до самого похабного женоненавистничества), расизм, мигрантофобию, гомофобию и иррациональную любовь к Трампу.
Более того, связь прослеживается даже с конкретным убийством, рассматриваемым в данной статье. На популярном сайте thequestion.ru, отвечая на вопрос «Почему вокруг трагедии Артёма Исхакова и Тани Страховой возник культ?», некий Артём Манульченко пишет, что Исхаков — «битард, который сделал то, о чем давно мечтали сотни тысяч задротов, пальцующих раздел /b/». Конечно, можно было бы отмахнуться от этого заявления как от частного мнения, если бы не соответствующие ветки обсуждений на сайте «двача» (ссылка приводится на т.н. «архивач», то есть архив обсуждений имиджбордов, куда пользователи могут заносить важные, с их точки зрения, ветки: http://arhivach.org/thread/335102/), где пользователи обсуждают произошедшее во вполне однозначном ключе.
http://scepsis.net/library/id_3812.html