Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Но совместимо ли мирское творчество с христианской верой? Конечно, да, но только при правильном к нему отношении. Светское творчество не только возможно, но и необходимо. Только немногие, избранные могут заниматься сугубо христианским творчеством: творить иконы, писать богословские труды, строить храмы. А потребность творчества есть почти у всех. Творчество, как и всё в жизни нужно рассматривать «с точки зрения вечности». Но духовная жизнь не должна влечь за собой интеллектуальную смерть. Если мы отказываемся от творчества, то не закапываем ли мы свои таланты в землю? Но как нам следует относиться к своему творчеству? Каким оно должно быть и зачем оно нужно?
Любое произведение творчества есть речение о сущем, причем, как правило, о существенном сущем. Можно даже взять на себя смелость сказать, что всякое произведение, каким узким бы ни был предмет его буквального выражения, говорит о сущем в целом, обо всём сущем. Ясно, что каждый воспринимает произведение по-своему. Но, несмотря на это, любое произведение творчества представляет собой определенную целостную картину мира (в сжатом и скрытом виде). Любое творчество — это всегда и искусство, и наука, и философия.
Христианское творчество отражает истинный, христианский взгляд на сущее. Поэтому оно не имеет права на ошибку. Всякое же мирское произведение всегда предлагает своё, мирское видение жизни. Самим своим существованием оно утверждает мирские ценности. Светское произведение творчества является внешним по отношению к христианству, а потому в некотором смысле противостоит ему. А всё, что альтернативно истине — ошибочно. Вообще всё ошибочно, кроме самой истины. Поэтому любое мирское произведение творчества отражает ошибочный взгляд на сущее. Подлинная истина о сущем уже есть (в христианстве), и всё, что утверждает нечто иное (даже не противоречащее), ошибочно. Приступая к творчеству, надо однозначно решить, каким оно будет — христианским или мирским. И если мирским, надо быть уверенным в том, что в любом случае оно будет ошибочным. В христианском творчестве, наоборот, надо стремиться к тому, чтобы не было ошибок — и это достижимо. Христианское творчество не имеет права на ошибку, подобно тому, как мирское не должно считать себя истинным.
Обычно в каждом произведении творчества человек словно кричит между строк: «Я прав!». Но неужели это правильно? Неужели единственность такой установки нельзя подвергнуть сомнению? Ведь склонность к ошибкам — в природе человека. Не зря поговаривают, что человеку свойственно ошибаться.
Каждый считает произведение своего творчества истинным потому, что оно отражает его видение мира, отражает то, к чему он «сам» пришел и до чего «сам» додумался. Разумеется, для каждого не-скептика считать свой взгляд на сущее истинным или истинным «с оговорками» — вполне нормальное дело. Но дело в том, что если для человека основой взгляда на мир является христианская вера, то только ее, а не свои находки, он может считать истиной. Мы пишем так, как дышим, но мы не дышим тем, что пишем. Поэтому творчество не должно быть отражением поиска истины о сущем. Истина о сущем в целом — в христианстве, на котором и должно строиться наше видение мира. А мирское творчество должно отражать не наше видение, а лишь наше переживание действительности, которое приходит и уходит). Поэтому в каждом мирском произведении творчества вместо скрытого «Я прав!» должно быть «Я ошибаюсь». Кроме сказанного, можно отметить и то, что в сравнении с истинами христианства любая тривиальная истина, вроде дважды два четыре, — не более, чем заблуждение. И вся наука в сравнении с этой истиной — всего-навсего небольшое суеверие.
Отношение к своему творчеству как к ошибочному совершенно оправдано, но оно, кроме того, имеет преимущества и с точки зрения продуктивности творчества.