Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Уже третий день Русальной недели.
На Троицкой неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: Вынос троицкой берёзки, Проводы русалки, Похороны Костромы, Вождение коня, Проводы весны. В разных местностях они могли совершаться в разные дни. Где-это происходило еще в неделю Зелёных святок, на Семик, а где-то приходилось на понедельник, вторник или среду Русальной (Троицкой) недели.
В некоторых местностях чествовали чучела «Семика и Семичихи». Их одевали в рубаху и сарафан соответственно, выносили в поле и устраивали рядом с ними трапезу и пляски, в ходе которых участники обряда — парни и девушки — должны были по очереди целовать чучела и друг друга. На ночь Семика и Семичиху оставляли в поле, а возвращаясь утром, спрашивали: «Как вы ночку провели, молодица с молодцом?».
Увенчав головы чучел венками, их несли к реке, после чего раздирали и бросали в воду. В некоторых местностях (например, во Владимирской губернии) Семика и Семичиху изображали переодетые девушки или (реже) юноши, которые с ватагой детей и подростков обходили дома односельчан, выпрашивая дары. Обходы сопровождались песнями.
Ритуалы с чучелом и явно эротические элементы вообще семицкой обрядности призваны вызвать плодородие земли. В данный период это особенно важно, поскольку для земледельца конец весны и начало лета — критический и решающий момент: посев уже закончился, и рост хлеба полностью зависит от плодоносных сил земли. Ритуалы с чучелом являются проявлением не до конца сформировавшегося у славян культа умирающего и воскресающего бога, связанного с плодородием, природой и её сезонными изменениями
Также, сегодня Олёна и Константин
В этот день чтят память святой Елены, жившей в 3-4 веках. Флавия Юлия Елена Августа была матерью римского императора Константина I и прославилась своей деятельностью по распространению христианства. По ее инициативе в Иерусалиме были проведены раскопки, в ходе которых были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии.
Кончают сев хлебов, сеют лен и коноплю.
Сеян лен у семи Ален.
3 июня «принято в некоторых местах Валдайского уезда сеять лен и, если другие работы препятствуют сеянию, стараются по крайней мере положить начало этому делу, хоть горсть льняных семян бросить в землю».
Посеешь лен на Олену – будут длинные льны.
Существовало и прямо противоположное мнение: «В день святых Константина и Елены лен нельзя сеять – посеянный в этот день лен закоснеет, то есть не вырастет» (Новгородская губ.).
Кукушка закуковала – пора сеять лен.
Кукушка закуковала, рябина зацвела, на дубе почки почти раскрываются – пора сеять лен.
«Для того чтобы лен родился хорошо, бабы кладут в мешок с семенем печеные яйца, а мужик, который будет сеять лен, должен подбрасывать эти яйца как можно выше, потому что чем выше будут подброшены яйца, тем выше вырастет и лен».
Еще интереснее другой обычай, при помощи которого бабы «обманывают лен». Для этого при посеве льна баба раздевается донага в том расчете, что лен, глядя на ее наготу, сжалится над ней, подумает: «Это баба бедная – у нее даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть ее и получше уродиться».
В день Константина и Елены сеют позднюю пшеницу.
День Константина и Елены кое-где называют также «овсяником», так как с этого дня сеют овес.
На Тамбовщине – второй посев льна и поздней пшеницы; начало раннего сева гречихи и последний сев проса.
То же для нижегородцев: «Ярицу, лен, гречиху, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня».
Льны Олене, огурцы – Константину.
Если на огурцах много пустоцвета, хозяйка старается найти где-нибудь старый лапоть и, найдя его, приволакивает ногою в свой огород и бросает его в огурцы, приговаривая: «Как густо сей лапоть плелся, так чтобы и огурцы мои плелись».
Если 3 июня дождь с градом, то 3 декабря снег с крупой.
-
ЗАГАДКИ О ЛЬНЕ
Мал малышок
В сыру землю ушел,
Шапку синюю нашел.
Голову едят, кожу носят, а мясо и собаки не едят.
Из земли вырастаю – весь мир одеваю.
Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали.
-
Посею я, млада, ленку
При дорожке, при толку:
Ты расти, расти, ленок,
Тонок, долог и высок,
В земелюшку корешок,
Что вниз коренист,
А вверх семянист!..
(Псковская губ.)
-
Под лесом, под лесом,
Под темным, зеленым,
Там наши ребята
Пашеньки пахали
В четыре сошонки,
Пятая боронка,
Шестая простая
И та не гуляла –
Бел лен рассевала,
Приговор приговаривала:
– Расти, мой леночек!
И тонок, и долог,
И бел, как ковыла,
И крепок, что жила...
(Орловская губерния)
-
За лесом, за гаем,
За темным, зеленым,
И-вой ляли-лёли!
Али-лёй ляли-лёли!1
За темным, зеленым
Там наши пахали,
А в четыре сохи,
Пятая борóнушка,
Пятая боронушка,
Шестая молодушка.
Она лен рассевала,
Приговор держала:
«Зароди, боже, лен, лен,
И тонок, и высок!
Да бумажные перья,
Жемчужное семя!»
(Курская губ.).
1(припев поется после каждого двустишия)
-
С-под лесу, лесу,
Жито колосисто.
Нáские2 девки
Дóбры, голосисты.
Пó полю ходят,
Весело гуляют.
Лен-ленóк сеют,
Зелен расстилают.
«Родись, мой леночек,
Тонок и долог!
У верх головистый,
А вниз коренистый!»
Стал мой леночек
Зреть и поспевати.
Стала молоденька
Плакать-горевати:
«Кто ж со мной будет
Леночек тягати?»
Свекор говорит:
«А я за тобою.
А я за тобою,
Снохой молодою».
«Это мне не радость,
Это не веселье.
Брань да хлопоты,
Большие заботы».
Муж мой говорит:
«А я за тобою,
А я за тобою,
Женой молодою!»
«Вот это мне радость,
Вот это веселье».
(Псковская губ.)
2 Наские – от названия деревни.
-
Под лесом, лесочком,
Под темным, зеленым,
Сеяли, сеяли
Девки лен, лен,
Сеявши, говорили:
«Зародися, мой льнище,
И долог, и тонок!
Золотое коренье,
Серебряно семя!»
Стали горевати:
Не с кем и льну,
И льну брати.
Муж говорит:
«Пойду ж я с тобою,
С молодою женою».
– Какое ж твое брáнье –
Весь день целованье!
Песня пелась в Смоленской губернии как обращение ко льну с заклятием на рост.