Что такое религия, это символический порядок, в рамках которого что-то утверждается и что-то предписывается, в рамках него устанавливаются какие-то нормы, включая этические. В этом смысле, в религиозном обществе или теократическом, мораль имеет религиозные корни. Но у нас есть нерелигиозные общества, где этика выстраивается на совсем других принципах, и зачастую не имеет в каких-то случаях никаких общих коррелятов с религиозной. К тому же, существуют различные этические концепции (пик).
>>161513 > Отсюда вывод мораль появилась раньше религии Бабушкизацию не факт что на мораль натянешь, может их сохраняли (некоторых) как полезных (опыт, знания) и/или вожаков (уже не по доминированию, а по опытности), а не из сочувствия и морали. Заживления не показатель морали вообще. Чтоб ты понимал, ритуалы умерщвления стариков сохранялись буквально до нового времени - от балласта избавлялись.
Тут надо начинать с понятия морали. Если это животная эмпатия, то она есть у животных и была до религий. Но скорее мораль это все таки идея, а не просто эмпатия, и тут проблема, так как в протообществах не было разделений на религию и не религию, не было институализации и специализации, было некое единое мифологическое мышление, где были зачатки религии, морали и всего остального, которые были перемешаны в кучу без дифференциации. И что из чего вышло и что на что повлияло мы просто напросто ни когда не узнаём.
Но если подумать, как мне кажется, первично религия это культы и шаманизм, а не мораль. Это уже в современных религиях с осевого времени мораль стала доминировать в религиях, а культ отошёл на второй план. До этого мораль скорее прививалась социумом и мифами, контролировалась старейшинами, а проторелигии (шаманизм, культы) к морали имели малое отношение.
>>161450 (OP) Не всегда, мораль происходит из житейской необходимости и здравого смысла. Промежуточное звено в виде религии (т.к. религия происходит оттуда же) может быть, а может и не быть. Известны атеистические государства где мораль никуда не девалась.
>>161450 (OP) Я верун и мне нафик не уперлось брать на себя ответственность за все, что называют моралью. Я беру скромнее: моя религия и мораль - лучшая, не отрицая очевидного факта существования других религий и моралей.
>>161450 (OP) Мораль есть даже у уголовников. Не укради, не убей (своего), даже за словами надо следить и не потому что они боятся грешить. Мораль, этика это норма развития любого сообщества.
>>161450 (OP) Мораль - это результат логических рассуждений человека, на основе встроенных в неко априорных представлений о хорошо/плохо, потребности в них и развитии этих идей в следствии со столкновением с реальностью.
>>161450 (OP) Интересно, если взять роботов с ии, построив из них общество. При этом, ии не будут специально подражать человеку. Возникнет ли в таком обществе мораль, учитывая что мораль отличается от закона своей неформальностью и интуитивностью.
>>162725 Наверное, нет, хотя, зависит и от задач, характеристик ИИ и от модели общества, которая планируется создать. Мораль есть там, где есть разрозненность в стремлениях. Мораль ограничивает человека в выборах, чтобы общество могло существовать так, как нужно(я не знаю, кто установил это нужно). У ИИ, наверное, не может быть противоречия между стремлениями себя и стремлениями других. Да и сложно, наверное, создать ИИ лишнего следов человеческой руки.
>>161450 (OP) Вся религия от морали, плиз. Религия есть способ рационализации моральных категорий посредством вписания их в определенную символическую картину мира. Поскольку мораль возникает из этоса, а не из религии. Религия лишь следует за ними.
>>161450 (OP) никак. ибо это так. история стран и мировая внешняя политика тому прямое и постоянное проверяемое доказательство. Типо забей если тебе неудобна эта правда.
>>161450 (OP) Не вижу повода контрить, ввиду того что если посмотреть на генезис религии как таковой, это набор правил имеющий под собой авторитет невиданной сущности в виде гномика которая имеет непостижимую власть над тем чего любое создание боится и чем меньше уровень интеллекта, тем больше. Просто смеюсь спекулировать, что: либо множество лидеров, либо один лидер был достаточно генетически одарён интеллектом чтобы понять что может порушить развитие деревни, а именно снижение числа людей, обычно по причине воровства, измены и прочего. На последок добавлю, что это несколько поколений позже, эдак 20 с их рождаемостью и продолжительностью жизни, когда религию из благого намеренья подкреплённого шизофренией превратилось просто в цирк, но уже нарциссы пришли и использовали шизиков как провидцев если по их правилам играет, а если нет, то инквизиция.
На первый взгляд кажется, что внерелигиозная мораль может существовать, никто ж не запрещает. С другой: покажите моральную концепцию, которая бы была лучше евангельской. А нету. Есть опять же религиозные вариации на тему у всяких квакеров, и не только. Хотя казалось бы, прогресс должен быть. Верите в прогресс? Я - нет.
>>164510 1. Каковы критерии развитого нравственного чувства 2. Почему это критерий "моральных концепций" 2.1. Почему моральные концепции должны оцениваться исходя из моральных концепций 2.2. Почему мораль должна быть связана с твоими "чувствами", развитыми или неразвитыми 2.2.1. Не сводится ли развитость твоих чувьств к простой социализации в определенную культуру, воспитанию (определенному)
>>164521 >Каковы критерии развитого нравственного чувства На самом деле сложный вопрос. Растёт понимание тех вещей, которые раньше не понимал. Возможность встать над своими старыми взглядами, как над схваткой. Усложнение мировоззрения. >2.1. Почему моральные концепции должны оцениваться исходя из моральных концепций Чувства и мировоззрение - не моральные концепции. Вопрос мимо. >2.2. Почему мораль должна быть связана с твоими "чувствами", развитыми или неразвитыми По аналогии со всем остальным. Развитое зрение - возможность больше видеть. Развитый ум - возможность больше размышлять. >2.2.1. Не сводится ли развитость твоих чувьств к простой социализации в определенную культуру, воспитанию (определенному) Сводится в той же степени, что и всё остальное. Разум, реальность, и факты зависят от типа культуры.
>>164578 >Сводится в той же степени, что и всё остальное. Разум, реальность, и факты зависят от типа культуры. Нет, твое понятие "нравственное чувство" не может быть привязано к культуре, потому что тогда оно потеряет всякий эвристический смысл, нравственное чувство должно быть универсальным, шобы мораль твоя была универсальная >Растёт понимание тех вещей, которые раньше не понимал. Возможность встать над своими старыми взглядами, как над схваткой. Усложнение мировоззрения. Ну вот был человек христианином, а стал ницшеанцем. Или относился сам Ницше к христианству довольно спокойно, а в последний год разумной жизни пришел к выводу, что оно в своих основаниях вредно и ложно, и даже красивые ноги католического клира его не спасают >Чувства и мировоззрение - не моральные концепции. Вопрос мимо. Нравственные чувства это примерно то же самое что моральные чувства. Почему нельзя оценивать "лучшую моральную концепцию" по тому, сколько баб ты сможешь с ней привлечь, или сколько денег заработать, или по эстетскому чувству, а не нравственному
>>164599 >Нет, твое понятие "нравственное чувство" не может быть привязано к культуре, потому что тогда оно потеряет всякий эвристический смысл, нравственное чувство должно быть универсальным, шобы мораль твоя была универсальная Это можно утверждать, если принять что: 1)Мир прост и понятен, в рамках человеческой жизни можно понять общую его суть. 2)Культура произвольна, как и её перемены. На самом оба утверждения неправильны. История человечества идёт из пункта А в пункт Б, и её ведут высшие силы (законы природы), каждый раз меняя человека, и меняя мораль. Абсолютное благо при этом существует, но оно настолько хтоническое, что человек пока не может его осилить и осознать. Поэтому он с изменением среды вынужден создавать всё новые моральные принципы, и решать моральные проблемы. >Ну вот был человек христианином, а стал ницшеанцем. Не всякая смена мировоззрения ведёт к повышению морали, человек может пасть, с преклонным возрастом это бывает часто. > Почему нельзя оценивать "лучшую моральную концепцию" по тому, сколько баб ты сможешь с ней привлечь, или сколько денег заработать, или по эстетскому чувству, а не нравственному А почему нельзя? кажется можно. Уронить кошелёк на улице и посмотреть что нашедший с ним будет делать. Но да, наши представления о том, что следует делать, полностью выводятся из нравственного чувства. Вообще, такой затык только с моралью обычно ассоциируют, хотя взять разум, и нашу способность к познанию, то они тоже будут зависеть от культуры, и от внутренних качеств человека, которые могут от личности к личности меняться. При этом из этого не вытекает, что реальности или истины не существует. Она существует, но возникает творчески.
Как контрить это?