Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
https://chatgpt.com/s/dr_6850707c64888191bcf41e8567cf0164
# Сравнение отношения к Иисусу Христу в исламе и иудаизме
## Богословский статус Иисуса
Ислам: Иисус (Иса ибн Марьям) считается одним из величайших пророков и посланников Аллаха – «Мессией», наречённым «Сыном Марии» (Коран 4:171). Он почитается как чудотворец, вдохновлённый Богом (ему дарована «Сила творить знамения», Коран 2:87, 5:110). При этом ислам отрицает божественную природу Христа: по кораническому учению Иисус был смертным слугой Аллаха («Воистину, я – раб Аллаха, Он дал мне Писание и сделал меня пророком»), а представление о Троице считается ложным. Таким образом, в исламе Иисус — «пророк и посланник», заслуживающий почитания, но не божество.
Иудаизм: Иудаизм не признаёт Иисуса ни пророком, ни Мессией. В еврейской теологии Иисус – просто историческая фигура, по еврейскому учению он не выполнил мессианских пророчеств. В классической иудаистской литературе его образ обычно негативен: уже в трактатах Талмуда и средневековом «Толедот Йешу» он изображается лжепророком или колдуном. В раввинистской мысли до Нового времени Иисус не считался частью Божьего плана для евреев. Как отмечает журнал RNS, «евреи уважают Иисуса как великого учителя, но не признают его Мессией». Таким образом, иудаизм официально не удостаивает Иисуса статуса богоизбранного пророка, воспринимая его лишь как обычного человека с отдельными нравственными идеями.
## Упоминания и роль Иисуса в священных текстах
Ислам (Коран и хадисы): Иисус упоминается в Коране 15 раз (93 аята), и каждое его упоминание подчёркивает благоговейное отношение. Коран называет его «Сыном Марии», «Мессией», «посланником Аллаха» и «Словом Его». Он совершает чудеса по воле Аллаха (лечит больных, воскрешает мёртвых, создаёт пищу на небе). В отличие от христианства, Коран утверждает, что Иисус не умирал на кресте (4:157–158) – большинство мусульманских учёных считают, что ему спасение даровано Богом (часто приводится версия о «замене» жертвы). Хадисы исламской традиции содержат множество легенд и рассказов об Иисусе как о предзнаменовании пришествия Мухаммеда и роли в Суде (например, что он вернётся во время Махди), однако во всех них он играет роль праведника и верующего «брата по вере». В суфийской литературе Иисус изображается как образец смирения и набожности (Ибн Араби, Руми называют его мудрецом-аскетом и чудотворцем).
Иудаизм (Тора, Талмуд и др.): В еврейских священных текстах Иисус практически не упоминается. В Торе и Писании его нет вовсе. В талмудической и мидрашической литературе (постканонических писаниях) под именем «Йешу» встречаются лишь отдельные высказывания, которые традиционно связывают с историей Христа. Причём в Талмуде этот образ крайне негативен: называемого «Йешу Назарянина» обвиняют в колдовстве и введении народа в заблуждение. Апокрифические опуса («Толедот Йешу») описывают Иисуса как незаконнорождённого и осуждают его учение. В целом в раввинистической традиции его роль описывается в терминах полемики с христианством: взгляд учёных был критическим, а его мессианские притязания отвергнуты.
## Культурно-исторические взгляды на Иисуса
Ислам: Иисус занял важное место в мусульманской культуре как почитаемый пророк «Людей Книги». Ему и Марии уделяется особое уважение: многие мусульмане носят имена Иса и Марьям, причитая их как благородные фигуры. В истории ислама Иисус выступает «звездой» — учил единобожию и тем самым считается подготовителем последовавшего Мухаммеда. В средневековом мусульманском обществе не проводилось активных гонений на христиан за его веру; напротив, исламские учёные спорили с христианами о естественном положении Христа (отвергая триадологию). Праздники, посвящённые Иисусу, у мусульман не сохранились, но в искусстве и литературе он неизменно изображается в положительном свете (например, коранические сюжеты о рождении и чудесах Исы украшали манускрипты).
Иудаизм: В истории еврейского народа Иисус в основном упоминается через призму христианства, которое вышло из иудаизма и впоследствии преследовало евреев. После того как христианство стало господствующей религией (IV в.), многие евреи перестали видеть в Иисусе своего «Избавителя» – это подчёркнуто вечным упоминанием его имени в обвинениях «еврейов в богоубийстве» и гонениях на евреев. В культуры иудейских общин празднично Иисус не празднуется и почти не обсуждается. В новейшую эпоху отношение стало более разнотолковым: либеральные иудеи просветительской эпохи (Гайгер, Монтефиоре, Клаузнер) видели в Иисусе учителя, ставившего этические идеалы, близкие к фарисейству, в то время как ортодоксальные автора полагают его чуждым иудаизму. В целом в иудаизме Иисус воспринимается как исторический царь-провокатор и обсуждается лишь в узком контексте научных и богословских споров, тогда как в исламской культуре его образ почитается как часть священного предания.
## Современные богословские и религиозные интерпретации
Ислам: Современные мусульманские богословы продолжают поддерживать традиционный взгляд: Иисус остаётся в исламе пророком Монадицизма. Среди современных суннитских мыслителей и суфиев подчёркивается идеал онтологического единства Бога, где Иисус остаётся преданным слугой Аллаха. В шиитской и суфийской литературе Иисус порой приравнивается к одним из величайших святых (например, Руми говорит о нём как о благодатном аскете, смиренно прощающем гонителей). В исламско-христианском диалоге XXI века мусульмане ищут точки соприкосновения – признаётся, что и у мусульман, и у христиан Иисус выступает как пример всепрощения и единобожия. Однако отмечается, что мусульмане не признают его искупительной жертвы; поэтому современные учёные часто обсуждают вопрос оригинальности искажённого «Евангелия» и предсказания Мухаммеда самим Иисусом (упомянуто в Коране, например, имя «Ахмад»).
Иудаизм: В иудаизме будущий статус Иисуса остаётся разновекторным. В ортодоксальных кругах большинство раввинов продолжает упоминать его лишь в контексте ереси или исторической полемики. В либеральных течениях (реформисты, консерваторы) XXI века возникают попытки видеть в Иисусе часть еврейского наследия. Раввин и историк Я. Эмден и философ М. Мендельсон уже в XVIII веке утверждали, что Иисус соблюдал Закон и не противоречил еврейской традиции. В XX веке многие учёные (например, Ш. бен Хорин, Г. Вермес) оценивали Иисуса как «брата по вере» и глубоко иудейского по духу учителя покаяния. Тем не менее любые положительные оценки обычно подчёркивают, что они не делают Иисуса мессией или частью ортодоксальной доктрины. В целом современная еврейская богословия лишь признаёт Иисуса как исторического проповедника, тогда как ислам утверждает его возвышенность перед Богом.
Вывод: Ислам явно проявляет больше уважения к личности Иисуса – он признаётся великим пророком, коран и хадисы полны почтения к нему как к мессии и чудотворцу. В иудаизме же Иисус официально никак не почитается; его считают либо заблудшим человеком, либо не значимой фигурой. Формально «большее уважение» к Иисусу демонстрирует именно исламская традиция, тогда как иудейская – только как историческому учителю (и то лишь немногие мыслители).
Источники: авторитетные богословские и академические исследования по исламской и иудейской традициям .