Предлагаем вниманию читателя очень интересную статью. В ней Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, называет черты менталитета россиян, которые невозможно не узнать как в себе, так и в соотечественниках.
Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.
Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать.
Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?
1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.
Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.
2. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.
Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.
3. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.
4. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит.
5. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения.
Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы.
При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».
6. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.
7. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.
8. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».
При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.
9. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.
10. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.
11. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.
Об авторе: Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии РФ.
>>60083216 (OP) С первого пункта хуита, призванная сплотиться вокруг барена. У нас такая сейчас атомизация общества которой вообще нет нигде. Людям на друга похуй литерально, упал в обморок кто то на улице или бомбят Белгород. И это в принципе не мудрено, совок отбил любое желание на консилидацию, разве что отдельные степашки ещё верят, что призывы единения по каком либо из признаков что-то иное кроме как наеб. Проще говоря, когда громко кричат про родину, общество русских, значит 100% от тебя чего то хотят получить и никогда что то дать
1. Все свои притянуты под 86%. 2. Не припомню за свою жизнь такого выбора, по сути спизданул про родину - мать. Маааатушка бееелая берёзонька. 3. Согласен. Я всегда извиняюсь, если сам виноват, если извинюсь когда не виноват, то здесь сожрут живьём. Там почувствовал себя быдлом, который прёт как баран, все кругом извинялись, даже когда я сам тупил. Первая моя кринжа заграницей. 4. Улыбнулся, извинился и пошёл. Через 2 минуты забыл о челе, который тебе никто. Всё так. Нехуй в свою жизнь тащить всех подряд как шлюха. 5. Как и пункты 3-4 речь про быдло. Согласен. 6-7-8-9-10-11 это он описал любую нищую помойку, населенную быдлом, где ценность жизни человека равна дрону с гранатой.
>>60083216 (OP) >а, у нас талантливые люди все уехали >>60083216 (OP) >ам есть чем гордиться, у тем что мы стали второй Северной Кореей. >>60083216 (OP) > Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а устрой меня к себе на работу.
ах да, ты же тут же откажешь. >>60083216 (OP) >рают чувство: искренность и душевность. В лоооол
Секрет "кентаврического двоемыслия" россиян испокон веку строится и держится на:
1 - Паралогическом мышлении (тенденциозном и предвзятом "шулерском сознании", мастерски подгоняющим объективную реальность под субъективные убеждения и верования). А если факты противоречат внутренней реальности - тем хуже для фактов.
2 - Готтентотской морали - своим можно все, чужим - ничего. (Я украл у соседа корову - это хорошо. Он у меня - это плохо).
3 - Лукавом приспособленчестве (своя рубашка ближе к телу; не нае-шь - не проживёшь; не ссы против ветра; господь терпел, и нам велел) итд. Итп.
Из синтеза этих трех основных нравственно-идеологических столпов русской матрицы в итоге получается исключительно живучий и непотопляемый - ограниченно-разумный, избирательно-нравственный и цинично-бесчестный прохвост-скрепоносец. Коим на Руси с древнейших времен вплоть до нынешних - не было и нет числа и переводу...
Аноним ID: Депрессивный Капитан Врунгель19/06/25 Чтв 14:14:54#10№60083664
>>60083216 (OP) 11 заповедей святого пидоруса, непоколебимые скрепы.
>>60083216 (OP) Понятие менталитет - пустое, т.к. нет у него границ и определения. Привычка оперировать пустыми понятиями - признак идиота.
Аноним ID: Трепетный Доктор Шворц19/06/25 Чтв 15:38:55#14№60084262
10 разве что, остальное тотали мимо и вообще причина написания 99% моих постов на двачах. Казалось бы, можно в таком случае подвести ещё и 5, но он расписывает очень подробно, что имеется в виду не спор по фактам, а жирное говнометание с использованием знания о существовании когнитивных ошибок в качестве не инструмента контроля логики, а как пошаговую методичку.
>>60083216 (OP) П.2 троллинг, расчетливость на месте, с ленцой - но тем не менее. П.3 видят недостатки тогда в других? П.4 я не вижу особенной простоты и отсутствия пластиковых улыбок. Просто тут культ пластиковых крутых рож. Улыбка в понятие крутой рожи не вписывается. П.5. возражать на ровном месте, потому что задето эго - какой-то умник выкатил хуйню, с которой ты должен будешь согласиться. А сам ты ленишься и нихуя не выкатил, или ранее выкатывал и тебя обоссывали. П. 6 и 7 связаны с приходом барина. П. 8 не думаю, что особо развито. П. 10 вера в иммунку, из-за которой нет гигиены по ОРЗ. Тип наждо переболеть, перемочь. А в итоге всякие заразы из Китая через южные республики добавляются к холоду. п. 11 просто не хватает разрешающей способности.
>>60084687 >бережливость, непонимание слов Бережливость хз откуда взял. Слова русские прекрасно понимают. Но могут не слушать. Мечтательность с реалистичностью - противоположности. Можно сказать, приземленность либо фантазерство без золотой серединки.
Аноним ID: Коварный Тарас Бульба19/06/25 Чтв 17:03:04#21№60085181
>>60085103 >Слова русские прекрасно понимают. Но могут не слушать. Ты только что доказал, что не понимаешь слов. Это правда, россияне не понимают слов, это наследие совка. Это хорошо видно при общении с иностранцами, хотя бы на форчане. Иностранцы пишет пост - конкретный. Чтобы общаться с иностранцем тоже нужно писать конкретно. На русском можно растечься как жижа. Иностранец - личность, ждёт от других личностного ответа. На русском языке, например треды это поток, нет конкретики в основном, один тред - как волна. Полистай доску, это видно.
>>60085181 >На русском языке, например треды это поток, нет конкретики в основном, один тред - как волна. Треды на ранней борде были как хайвмайнд. Ты дрочишь на форумный способ общения. Ты залетная душнила без дзена. Твои слова незачем и понимать, там топорные ужимки и пуки.
Аноним ID: Коварный Тарас Бульба19/06/25 Чтв 17:09:49#23№60085257
>>60085257 Да и тогда была помойка, гордиться нечем. Просто это были конкретные отклики людей. Сейчас кстати много ботосранья. То есть это не ответ кому-то или обращение, а высер штамп.
>>60085257 Да, дегенераты раньше были более эпичны. Но самоподдува у дегенератов и быдла стало больше теперь. Просто не представляю, как по серьезному тут можно сидеть. 70% что тебе отпишет бот или мудила угорелый, а еще оно будет притворяться кем-то до упора.
>>60085181 >Это правда, россияне не понимают слов, это наследие совка. нет, это встроеная черта, нормальный русский никогда никого не слушает, будь то набульки или наоборот подлизывания, и понимает только дела
>>60085103 мечтательность с реалистичностью не противоположности, если они отдельно русский например никогда не побежит строить коммунизм, даже пальцем не пошевелит чтобы его построить, но пиздеть о том какой коммунизм замечательный может бесконечно
>>60085181 >Иностранец - личность иностранец это лях, чухня, херр, жид, басурманин и т.д. восприятие иностранцев у русских, даже у мелких мещан, по сути полу-безнациональных полу-деревенщин, предельно реалистическое и правильное, от чего у иностранцев, проявивших себя (делом) как говно регулярно бабахает и они птаются перефорсить свой статус, но делают это исключительно словами, на деле продолжая делать всё по-старому, поэтому их (ваш) статус в итоге никогда не меняется
при этом конечно следует отличать личное отношение и отношение к группам людей
лично с любым немцем, хоть с прусским, хоть с саксоном, хоть со швабом, хоть с тирольцем, я могу быть и большим другом, и бизнеспартнёром, но когда дело доходит до общественно-политических обезличеных отношений, то немец не может не обосраться и не превратить всё чего он касается в типичную африканскую немецкую колонию с тотальным анальным контролем и ежедневным избиением всех палкой по башке, рассказывая сам себе охуительные истории о том, что это такой орднунгер, и он не творит какой-то пиздец, а строит там цивилизацию
за что и заработал множественные и весьма точные упоминания в русском языке в виде корня "хер": херовый, херня, херегознает и т.д. что немцы естественно сразу попытались перефорсить, найдя в древнерусском букву "хер", а заодно сконстролив дубинку для оттомана фон бисмилляха со словом "ничего", якобы когда оттоман был в РИ, он от крестьян слышал "ничего-ничего" при любых проблемах, а не "хер" то, "хер" сё
согласись впрочем, это было умнее, чем твои попытки сделать из обезличеного "иностранца" на словах среди русских некую "личность" то есть попытка выпросить себе статус человека с заходом типичного табула-расиста "я человек, а русские нет"
Аноним ID: Сексуальный Василий Бессчастный19/06/25 Чтв 18:25:09#28№60085959
Сейчас бы читать Высер шизового русистанца-имперца
Аноним ID: Наглый Джон Доу19/06/25 Чтв 18:40:24#30№60086081
>>60083216 (OP) >соборность, искренность, душевность Хуйня, русня гордится, что им на всех и на все насрать, нравится пакостить, то есть быть "занозонькой"
Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.
Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать.
Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?
1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.
Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.
2. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.
Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.
3. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.
4. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит.
5. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения.
Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы.
При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».
6. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.
7. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.
8. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».
При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.
9. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.
10. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.
11. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.
Об авторе: Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии РФ.