24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Наверное, нет более скептичного к русской музыке человека, чем я. Всё то, что я когда-то считал хорошим, за исключением пары-тройки релизов в русской музыке, стало для меня либо устаревшим, либо поистине плохим. Год назад я с печалью писал о том, что русский рэп, видимо, всё-таки нашёл свою идентичность в около-уличной музыке для темщиков и любителей выложить руль БМВ в сторис, по типу той, что делает Айсгергерт. Но неожиданно для меня, как ангел-спаситель, на горизонте появился другой артист, который, как кажется, сейчас формирует образ новой русской индустрии. Имя у этого артиста достаточно лаконичное — темный принц. Да, как я уже сказал, я жуткий хейтер, но если я сумел разглядеть что-то в этом парне, то сможете и вы, это лишь дело времени.
Первое знакомство с темным принцем произошло в 2024 с трека «Отвратительный король». Как я тогда решил — ничего особенного, саундклаудная шайка архивкор-рэперов меня не сильно привлекала, мне не была близка ни их эстетика, ни звучание. Тогда я думал, что они все останутся на локальном уровне, а имя темного принца так и будет упоминаться лишь в мемах про «айсберг ск» и на серверах дискорда. Но принц шагнул намного дальше своих коллег. Действительно всерьёз моё знакомство произошло после выхода его дебютного релиза «мрачные треды», и вот тогда я понял, что это артист, в моём классическом понимании, какие они есть.
мрачные треды
Этот релиз для меня стал действительно прорывным, не только в этом году, но и, не побоюсь сказать, в целом в 20-х годах на постсоветском пространстве. Сам по себе релиз представляет собой 8 треков и для меня больше ощущается как микстейп и визитная карточка. Принц на каждом треке говорит: «Смотрите, а я вот так могу. А могу и вот так. А могу попеть, а могу клубный хит сделать. А вот здесь я как экотукей, а вот вам чуть хайперфлипа, хехе. Да я вообще что угодно могу». Настолько большой разносторонности, тем более в русской музыке, тем более удачной, я не видел давно. Такая огромная вариация жанров присуща только оуджи буде, который пытается запрыгнуть на любой жанр, лишь бы это было модно. Поэтому при прослушивании «мрачных тредов», которые сделаны не только разнообразно, так ещё и хорошо, получаешь очень приятную эмоцию и невольно задаёшься вопросом: неужели в России так могут? «Мрачные треды» — это такой своеобразный «17» от XXXTentacion нашего времени. И даже их путь артиста немного похож. Что один, что другой в своё время вылезли из саундклауда, у обоих агрессивные хиты для мошпитов переплетаются с любовной лирикой, и оба очень хороши в жанровом разнообразии. X смог застолбить за собой звание голоса того поколения. Сможет ли принц? На «мрачных тредах» я даже не могу выделить один какой-то трек, они все хороши. Сначала я был поражён тем, какая работа была проведена с обработкой голоса, голос буквально впиливается в бит под слоем дисторшна, как я не слышал ещё нигде. Я подумал: «Ну, видимо, комом эффектов он компенсирует свой плохой голос, бывает, всё равно хорошо». А потом он начал петь на треке «цветы», и у меня вообще никаких претензий к нему не осталось. Когда слушаешь этот релиз, можно действительно почувствовать, что принц любит музыку, он хочет её двигать вперёд, у него есть свои идеи, своё видение, свои образы, он не использует по-тупому переведённый чёрный рэперский сленг, его отсылки делаются на русскую культуру, понятную русскому человеку (а не на Erewhon и Gabriette, как у всеми нам известных артистов). Я действительно даже немного рассмеялся с отсылок на двач или же на видео Азазина (блять, как до этого можно додуматься😭), это всё звучит не куцо и нелепо адаптированно с Запада. У 90% русской индустрии проблемы не только со звучанием, но и с образами. Артист либо пытается корчить из себя чёрного в гетто, либо апеллирует к нижнему интернету в эстетике дота-анимешников, романтизирующих нигилизм. Образ темного принца — это пересечение нашей реальности с Dark Souls. Это визуальная мрачность, вечно чёрные вещи, отсылки на «Декстера», при этом налёт постиронии, пиджаки, туфли, кожаные куртки. Темный принц — это солянка из всего, что ему нравится.
Вы ведь знаете, что чем больше промптов скормишь ИИ, тем лучше будет результат, который ты ждёшь? Люди работают абсолютно так же: чем более они разносторонние, тем лучше будет продукт, который они производят. Поэтому это действительно один из первых случаев нынешнего времени, когда русский артист создал свою идентичность, при этом удачно попав в тренд времени. (Мне известны accusations, что он дурацкий представитель инди-слиз в России, но, во-первых, это не так, а если даже это так, то до русских это даже под конец 2025 с трудом доходит, а принц так весь год гоняет, что уже говорит как бы о его осведомлённости). И я так долго этого ждал, что вообще не буду скрывать своих симпатий к темному принцу — он заслуживает всеобщей похвалы. Те, кто слабо разбираются в музыке, уже успели окрестить принца «Паранойей 2.0», который куда-то сгинул после своего хита «Аляска-куртка». Но я в корне не согласен. По принцу видно, что он понимает музыку, у него есть наслушанность, он разбирается в том, что делает, а это требует чуть более глубокого погружения, чем то, с каким на сцену вылетают сотни русских артистов ежегодно. Это не объяснить, об этом не рассказать, это есть у музыкантов, и ты почувствуешь это. «Мрачные треды» — это даже не половина его пути. Это самое начало. Он буквально просто показал аудитории, что и как он умеет. Работа с голосом, селекция инструменталов, образы в музыке, образы вне музыки. Самое ожидаемое мной событие на данный момент — это его интервью кому угодно, кто мало-мальски разбирается в музыке на его уровне, потому что я на 100% уверен, что это интересная личность и гик в музыкальном деле. (Я видел его лайки на саундклауде: когда человек слушает всё — от Sigur Rós с Элвисом Пресли и King Crimson до Noize MC и Тимура Муцураева, я вас уверяю, это, блять, интересная личность).
В ближайшее время, а именно в 2026, понимание принцем индустрии только вырастет, а его образы приобретут ещё больше уверенности. У него 2 миллиона слушателей на одной Яндекс Музыке. Уже сейчас он продаёт 10 тысяч билетов за день на свой тур на ПРЕ-СЕЙЛЕ!! Российское общество хуй пойми кого так не хайпит (ну только если чуть-чуть). Сейчас мы действительно наблюдаем за становлением чего-то большого, у принца есть предостаточно времени, чтобы определить свои следующие шаги. Я бы посоветовал ему не идти на поводу у своей аудитории, а ломать их представление о русской музыке и поднимать планку, как он и делал до этого. Выпускать музыку, которая нравится ему, и быть примером для будущих артистов и не пережёвывать овердоз по 10 раз под разные биты. Да, это огромный риск, учитывая его популярность, которая может приумножиться вдвое, втрое, но импакт для всей сцены оправдает риск на годы вперёд. Вопрос в том, хватит ли у него любви к музыке, чтобы пойти на этот риск?