Гуманитарии, слушайте, сейчас я вам объясню всю математику На самом деле математика это не сложно. Сейчас я вам объясню несколько фундаментальных концепций, после освоения которых вы будете понимать, что такое математика в общем-то.
I. Термы: атомарные и составные Терм - это какой-то символ. Они делятся на составные и атомарные. 1 - это атомарный символ. f(1) - это составной символ (состоит из атомарных f и 1). Их ещё называют выражениями. То какими символами мы будем пользоваться сути не меняет. Скажем пусть квадратные скобки [] обозначают совокупность (перечисление) каких-нибудь символов.
[1, 2, 3, 4] - это тоже составной терм. Его можно переписать как v(1, 2, 3, 4) или даже как 1:2:3:4. Сути это не поменяет. Символы и правила того, как мы строим термы называется синтаксисом, но на внимания на нём засорять не будем, это отдельная область математики, в которую не нужно углубляться для общего понимания Сути.
II. Переменные Переменные - это такие символы, которые подразумевают, что вместо них должны быть другие символы. Для удобства понимания все переменные будем записывать большими буквами, а атомарные термы - маленькими.
X - переменная. x - терм.
Как термы и переменные связаны между собой объясним на следущией (очень важной!) концепции.
III. Эквивалентность, унификация. Наверное, по первому классу начальной школы вам знаком символ "=". Верно! Знак равенства. Математики ещё её называют Эквивалентностью. Это фундаментальное понятие в математике. Это единственная функция, не имеющая определения, так как она элементарна.
Думаю, очевидно, что нижеизложенное является верным утверждением: 5 = 5
А теперь добавим немного переменных: X = 5. Y = 5. X = Y ? Перепишем последнее предложение, подставив вместо переменных термы: X = Y => 5 = 5
Выглядит не очень интересно. Сделаем интересней:
f(1, 5) = f(1, X) X ?
Сравнив оба терма, несложно прийти к выводу, что X = 5
А теперь ещё интересней: f(2, 5) = f(1, X) X ?
Тут можно заметить, что эти два терма вовсе не одинаковы. Так чему тогда равняется X? В том то и дело, что ничему: X = X. Переменные не обязаны иметь какое-то значение. Переменные имеющие значение называются связанными. Переменные не имеющие значения называются несвязанными.
Процесс связывания переменных называется унификацией.
Напоследок, сделаем унификацию для данного выражения: 1:2:3 = X:Y X = 1 Y = 2:3
Или вот ещё: 1:2:3 = X:Y:Z X = 1 Y = 2 Z = 3
IV. Редукция Итак, это следующая по-фундаментальности концепция в математике. Именно она позволит вам понять математику.
До этого мы переписывали в выражениях только переменные. Но переписывать можно не только их!
Скажем, мы имеем вот такой ряд выражений: f(1, 1) = 1 f(1, 0) = 0 f(0, 1) = 0 f(0, 0) = 0
f(1, f(0, f(1, 1))) ?
И так давайте будем находить точное совпадение выражении в правилах, и переписывать выражение: f(1, f(0, f(1, 1))) = f(1, f(0, 1)) = f(1, 0) = 0
Соответственно: f(1, f(0, f(1, 1))) = 0
Вот более интересное выражение, в котором мы будем использовать уже известную нам унификацию: 1 = f(1, f(X, f(1, 1))) X ?
И так, давайте переписывать: 1 = f(1, f(X, f(1, 1))) 1 = f(1, f(X, 1))
И вот тут остановимся. Выражение f(X, 1) подходит как для правила «f(1, 1) = 1» (где X будет равен 1), так и для правила «f(0, 0) = 0» (где X будет равен 0). Что делать? Нужно перебирать все варианты. Начнём с правила «f(0, 0) = 0».
X = 0 1 = f(1, f(0, 1)) 1 = f(1, 0) 1 = 0
Что-то не сходится! 1 это очевидно не 0! Значит X не может быть 0. Переходим к следующему правилу: X = 1 1 = f(1, f(1, 1)) 1 = f(1, 1) 1 = 1
Успех! Мы вычислили X! Он равен единице.
Давайте более сложный пример: f(X:Y) = (X + 1) : f(Y) f(X) = X + 1 (при условии, что X ≠ (Z : Z')) f(1:2:3) ?
Забавно, правило здесь ссылается саму на себя! Математики это называют рекурсией. Это тоже очень важная концепция.
Весь тот процесс, когда мы переписывали (заменяли) одни термы/выражения на другие математики называют редукцией.
Процесс применения редукции к символам и называется ВЫЧИСЛЕНИЕМ.
ПОЗДРАВЛЯЮ, мой маленький гуманитарий. Ты только что понял суть математики и вычислений.
Конечно же, этого тебе недостаточно будет, чтобы звать себя математиком. Тебе нужно будет знать про предикаты, лямбда-исчисление, теорию множеств, теорию категорий, полноту по Тьюрингу, иерархию Хомского, и много чего ещё. Но БАЗУ ты уже знаешь, и теперь сможешь читать то, что математики так расписывают на всю доску.
>>326987585 Я просто объясняю очевидные вещи, которые каким-то образом не понимают гуманитарии. И чтобы понимать суть математики не нужно быть гением, так же как не нужно быть гением, чтобы общаться на русском языке. Для этого много айсикью не надо.
>>326987592 В проектировании и разработке как физических штук, так и информационных.
>>326987609 Это основы, которые как должен понимать любой разумный человек. Речи о областях математики, изучаемых в ВУЗах речи не идёт.
>>326988027 >Речи о областях математики, изучаемых в ВУЗах речи не идёт.
По профессии дохуя чего нужно из этой программы инженеграм и прочим технарям, да и просто так тоже неплохо. Остальное дроч ради дроча, на которое нужно посвящать всю жизнь.
>>326988098 Без знания базы, толкового понимания надстроек не будет.
Это, кстати, трагедия российского образования в области математики. Вместо того, чтобы учить детей принципам их заставляют зубрить формулы (которые само-собой исходят из принципов). В итоге никакой цельной картины в голове у человека не появляется, а только набор формул и методов-шаблонов (если выражение похоже на Х, то применить зазубренный метод Y, иначе метод Z). По итогу у нас и получаются гуманитарии в плохом смысле этого слова.
>>326988411 Это трагедия мирового образования. Везде не учат основам, потому что целых 2 раза(в США в 60х и в СССР в 70х) провалились эксперименты. И всё тема закрыта, никто детей нормально учить не будет, ведь у них на тестиках меньше баллов получается из-за непонимающих учитель неправильной программы.
>>326987524 (OP) Лучше и полезнее если бы рассказал про аксиоматику и ее природу. То, что через непротиворечивую аксиоматическую систему, и из них выходящие теоремы, например, можно было бы построить пдд или правила игр в шахматы. А так, говна навалил какого то мимо гуманитарий
>>326988125 ай бля.. в живом программировании есть такая хуйня как время. В алгебре этого нет, оно начинается только с матана (а точнее его подобие). Арифметика и алгебра буквально изучает статичный, замороженный мир. х = х + 1 - это буквально выражение из будущего. С точки зрения машины\исполнителя\тьюринга машины\рекурсии - логичная ступень инструкции
>>326989041 > в живом программировании есть такая хуйня как время. Да, есть.
> В алгебре этого нет Есть. Кури FRP и потоки.
Time ~> λ x . getWeekDay ~> Stdout
Получаем из источника Time применяем лямбду, которая извлекает день недели, и отправляем полученное значение в стандартный поток вывода. Программа будет графом потоков данных (dataflow).
>>326987524 (OP) Спасибо, ОП. Толковые учебники посоветуешь? Можно и на инглише. Я философ, но мне математика тоже нужна и важна особенно Фреге какого-нибудь читать если
Период: ~1958–1975 Суть: включение в школьную математику новых концепций:
множества и теория множеств,
логика,
основы абстрактной алгебры,
системы счисления (в том числе двоичная). Идея: сделать мышление школьников более формальным и научным, приблизить школу к университетской математике. Проблемы: слишком абстрактно, учителя не были готовы; родителям тоже было трудно понимать программу. Итог: частичный отказ в конце 1970-х.
2. BSCS — эксперименты в биологическом образовании
Создано Biological Sciences Curriculum Study (1958). Суть: три экспериментальные линии учебников (синий, зелёный, жёлтый), ориентированные на метод научного исследования, эволюцию, молекулярную биологию. Цель: учащиеся должны понимать науку, а не запоминать факты.
3. PSSC Physics, CHEM Study и другие «научные» куррикулумы
Физика (PSSC), химия (CHEM Study), физическая наука (IPS). Особенности:
упор на лабораторные работы,
визуальные учебные материалы (фильмы),
обучение через открытие.
4. Head Start (1965) — эксперимент в дошкольном образовании
Часть «Великого общества» Линдона Джонсона. Цель: компенсация неравенства, помощь детям из бедных семей. Новшества: междисциплинарный подход — образование, питание, медобслуживание, работа с семьями.
5. Открытые школы (Open Schools / Open Classrooms)
Попытка перенять британский опыт:
обучение без жёстких классов и расписаний,
индивидуальная траектория,
развитие творчества. Проблемы: трудности в управлении классом, недостаток подготовки учителей.
>>326989499 Про США: 1 из >>326989979 А свободном доступе есть некоторые учебники даже. Про СССР: Гугли реформу Колмогорова. Учебник вроде тоже есть в открытом доступе. Но эта реформа лёгкая по сравнению с Новой Математикой, как минимум она не дошла до младших классов.
>>326989420 >FRP и потоки и что это за говно? Я тебе про начальную алгебру, до бесконечно малых условно, а ты приплел лямбда выражения какие то >Кури И ради чего? Есть конечно свою плюсы в некоем познании "куда может завертеть логика", но усилия не стоят выхлоп. Лучше уж философией закинутся. Там тож логика есть. Математические задачки не повышает интеллект. Максимум, что там может нагрузить мозг - это доказательства утверждений. Задания с "докажите" - реально заставят шевельнуть извилиной. Остальное применение готовых алгоритмов решений, табличек, хуйня полная. Прикляднятина? Ну если ты не лютый научный анальник или военный инженер, математика вообще не пригодится, и выветрится через год из за ненадобности. В быту и говноработе вполне достаточно таблицы умножения и теоремы Пифагора.
🇺🇸 США: почему провалились эксперименты 60–70-х? 1. “New Math” — слишком абстрактно
Проблема:
школа была завалена темами уровня университета (теория множеств, булева алгебра, n-ичные системы).
учителя не владели нужной математикой → обучение стало формальным.
родители не понимали, чему учат детей.
Причина отказа: массовое недовольство + отсутствие эффекта на знания по базовой математике → программа свёрнута к концу 1970-х.
2. Эксперименты по естественным наукам (BSCS, PSSC, CHEM Study)
Проблемы:
метод «обучения через открытие» оказался неэффективным для слабых учащихся, им требовалось больше структурированности;
учителям было сложно работать с новым оборудованием;
материалы были дорогими.
Причина отказа: полное прекращение не произошло, но экспериментальный подход сильно сократили в пользу более традиционного и стандартизированного обучения.
3. Открытые школы (Open Classrooms)
Проблемы:
отсутствие стен и традиционной структуры → дисциплина ухудшилась;
неразработанная методика: ученики теряли фокус;
учителям было трудно работать с большими открытыми пространствами;
родители считали, что дети «не учатся».
Причина отказа: к середине 1970-х многие школы вернули стены, расписание и традиционные формы.
4. Head Start
Не был отменён, но:
исследования показали, что акademic gain («образовательный эффект») часто исчезал к 3–4 классу;
программа дорого обходилась.
Причина корректировок: переработка методов, а не отказ — Head Start существует до сих пор, но в изменённой форме.
🇷🇺 СССР: проблемы и причины свёртывания экспериментов 1. Система развивающего обучения Занкова
Проблемы:
обвиняли в чрезмерной сложности заданий для младших школьников;
считали, что дети не успевают сформировать базовые навыки;
идеологические трения: метод считался «неортодоксальным».
Причина свёртывания: в конце 1960-х эксперимент частично остановили по идеологическим и методологическим причинам; позже (в 80–90-х) признали успешным и вернули.
2. Гальперин — поэтапное формирование умственных действий
Проблемы:
метод требовал очень высокой квалификации учителей;
процесс считался слишком «технологизированным»;
большие затраты времени на один и тот же материал.
Причина отказа: не отменялся полностью, но не был внедрён массово — система была слишком ресурсозатратной.
3. Эльконин–Давыдов
Проблемы:
слишком теоретически ориентированное обучение для младших школьников;
трудности адаптации обычных учителей;
слабые ученики отставали.
Причина: концепцию ограничили экспериментальными школами; в массовую школу внедрять не стали.
4. Политехнизация образования
Проблемы:
чрезмерное внимание к производственному труду снижало академическое обучение;
школы не имели оборудования;
учащиеся воспринимали как принудительный труд.
Причина: к 1980-м политехнический компонент свели к минимуму, хотя формально не отменили.
5. Машинное обучение и телеобучение
Проблемы:
оборудование было дорогим и ненадёжным;
технология не была готова;
отсутствие научных доказательств эффективности.
Причина: эксперименты стали точечными и не получили развития.
🇺🇸🇷🇺 Общие причины отказа
Хотя системы были разными, провалы во многом похожи:
1. Неготовность учителей
И в США, и в СССР новаторские методики требовали переквалификации, которой не было.
2. Слишком быстрый темп внедрения
Реформы часто принимались «сверху», без адаптации на местах.
3. Чрезмерная теоретичность
США — абстрактная математика; СССР — теоретическое мышление в начальной школе (Давыдов).
4. Идеологическое давление
В СССР часть методов признали «несоветскими» или недостаточно соответствующими линии партии.
5. Социальное недовольство
Родители и учителя часто сопротивлялись экспериментам.
6. Недоказанная эффективность
Не было долгосрочных исследований, подтверждающих, что новые методики лучше старых.
Вообще тебе нужно курить книги по фундаментальным теориям: теория множеств, теория категорий, лямбда-исчисление с зависимыми типами.
Но самом деле, какую-либо книгу ты не взял, какой бы хорошей она не была – без практики никак.
Советую использовать теорем-пруверы, такие как Roq/Coq. В них вдоволь можно поиграться с определением сложения натуральных чисел, написать собственные красно-черные деревья, ко-индуктивными типы и прочие математические приколы. Да и вообще это основной инструмент математиков сейчас, помимо мела и доски.
Для теории множеств хорошо подходит Prolog. Для лямбда-исчисления и теорката - Haskell.
Да и благодаря этому, ты сможешь понять, как использовать математику на в реальном мире.
>>326990330 > а ты приплел лямбда выражения какие то Лямбда-исчисление (и в основе её β-редукция) - стоит у корней математики. Это буквально начало основ математики вместе с системой полу-Туэ, алгоритмом Маркова и машиной Тьюринга.
Учи матчасть.
> И ради чего? Как минимум, что бы не писать говнопортянки на C и bash, а писать надёжный, лаконичный и правильный код, который можно формально верифицировать.
>>326990596 >Вообще тебе нужно курить книги по фундаментальным теориям: теория множеств, теория категорий, лямбда-исчисление с зависимыми типами. Иди нахуй со своим программистским картофаном, таракан. Изучать надо алгебраическую геометрию, это вершина развития математики. А тараканов надо гасить дихлофосом.
>>326990293 > Гугли реформу Колмогорова. Пока не понятно. Типа просто добавили новые передовые (на тот момент) математические теории в программу? Ну у нас и сейчас в школах есть теорвер и немного матана. Их преподают так же хуево, как и тригонометрию какую-нибудь.
>>326987524 (OP) >ебе нужно будет знать про предикаты, лямбда-исчисление, теорию множеств, теорию категорий, полноту по Тьюрингу, иерархию Хомского, и много чего ещё Поздравляю ты только что дискретную математику
>>326990753 1. Непередовые. А типичные начала теории множеств, матанализа, теор. вера. 2. То как сейчас учат матану и теорверу, это высраный какими-то хуям и и пёздами из педа огрызок из той программы, которые остались после решения ран и александрова. Лучше посмотреть как в учебнике это подавалось. Надеюсь, что нейросетвой хуй сделает нормальный промпт, чтоб прям с цитатами из учебных пособий, а то я заебусь искать.
>>326988027 >Я просто объясняю очевидные вещи. Ну да, очевидно на уровне почему трава зелёная... >И чтобы понимать суть математики не нужно быть гением. Да, нужно иметь предрасположенность к аналитической скрупулёзности, педантичности. Гуманитарные науки более гибкие на формулировки и терминологию, например: герменевтика, философия. Избавь от своего наигранного непонимания, притворяешься дурачком, чтобы гуманитарии считали себя ещё тупее.
>>326991237 Блин, пока он не отвечает вот оглавление учебника для 9 класса, по нему хоть как-то можно судить о программе: § 1. Принцип математической индукции и его применение
Дополнительные упражнения к главе I............ 14
Глава II.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ
§ 2. Упорядоченные множества
4. Перестановки. Число перестановок .......... 17
5. Упорядоченные множества и размещения ........ 20
§ 3. Сочетания
6. Число подмножеств конечного множества ........ 22
7. Некоторые свойства числа сочетаний .......... 25
8. Рекуррентная формула для вычисления числа сочетаний. 27
§ 4. Натуральная степень бинома (формула Ньютона)
9. Формула Ньютона. Основные следствия ........ 29
10. Сведения из истории. Применение комбинаторики к теории вероятностей .................... 32
11. Примеры более сложных задач из теории вероятностей . . 34
Дополнительные упражнения к главе II .......... 37
Глава III.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА, БЕСКОНЕЧНЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРЕДЕЛЫ
§ 5. Действительные числа
12. Вводные замечания ................. 40
13. Периодические десятичные дроби ........... 42
14. Действительные числа ................ 44
15. Десятичные приближения к действительному числу по недостатку и по избытку и арифметические действия с действительными числами .................. 46
16. Изображение чисел точками координатной прямой ... 48
17. Числовая прямая и числовая плоскость ........ 51
18. Некоторые свойства множества действительных чисел ... 54
>>326990976 Нет. Это теории изучают не только конечные структуры. В том же лямбда исчислении можно создавать тотальные функции над бесконечными списками к примеру в Haskell. Теория множеств описывает как конечные множества, так и бесконечные. Теория категорий вводит понятие ко-индуктивности.
>>326991237 Да теории-теориями. Речь же про сам подход к обучению.
>>326991881 В том же лямбда исчислении можно создавать тотальные функции над бесконечными списками воображаемых достижений среди которых анальная ебля с Альжабраиловым.
>>326991881 >я крутой матиматек, сматрите на миня кокой я крутой >ссылка на ютубзик откуда мамино трололо черпает говно А заебись ты придумал учиться на киношках.
>>326989089 >>326989147 Вы ебулбеки от мира технарей значит, я гуманитарий-естественник с 3 по алгебре и 5 по биологии и литре в школе - и я всë прекрасно понял.
>>326992061 Оп, а это не ты когда-то на двач выкладывал учебник по математике самописный? Он начинался с теории множеств. Мне, как гуманитарию, с таким кайфом мозги порвало, ух бля. Все кристально понятно было. Не то что школа, где просто учат формулы зубрить. У меня наебнулся телефон и потерялся этот манускрипт...
>>326992150 > у нас в РФ ютубзик заблокували > нас У кого «у нас»? У меня ничего не блокировали. То что ты с 2018 года не купил свою сеть серверов за границей и в РФ для капчевания двачи и скроллинга хентаев - исключительно твои проблемы.
> если ты учишься на киношках В видео не учебное пособие, а рассуждения препода о системе образования.
Бро, тыж понимаешь, что калпиталические Вротъеберги скоро заменят тебя на бобота, который будет фармить им гешефт? Я надеюсь ты продвигаешь все это ради просвещения и достижений идей коммунизма, так ведь?
>>326992353 К сожалению, нет. Хотя идея интересная. Всё таки теория множеств самая интуитивная, буквально 8-летнему можно на пальцах (ложках, вилках, поварежках) и кружках Эйлера объяснить.
Я вот своему мелкому братику так и объяснил. Он уже начал программировать микроконтроллеру и познавать кресты. Думаю пора бы его познакомить с лямбдами. Вот только думаю как это сделать с лицом пикрил.
>>326987524 (OP) Объясни мне что такое f. Хорошо, вроде как условная анонимная функция, но как она соотносится к функциям из программирования? Где её определение, как записываются аргументы?
>>326993216 > Объясни мне что такое f. Атомарный терм. Это не переменная. Переменные я специально обозначил большими буквами, чтобы не путать с термами.
К примеру: f(good, night) = f(good, X) X = night
Head(Arg) = f(0) Head = f Arg = 0
Когда мы занимаемся редукцией (вычислением) выражений, все выражения - это просто математические объекты/конструкции, к которым мы применяем набор правил/функций/аксиом.
Какой-то терм больше нельзя редуцировать, то он принимает так называему нормальную форму:
Есть всего одна аксиома: f(0) = f(1)
Есть одно выражение которое нужно вычислить: f(0)
Результатом вычисления будет выражение f(1).
Это всё абстрактно, но в математике есть достаточно живой пример этого поведения: функция деления.
Нормальной формой (результатом вычисления) для выражения 4/2 будет 2.
А для 1/3 нормальной формой будет 1/3. Потому что нет такого правила, которое позволило бы этому выражению редуцироваться.
>>326994447 Опчик, спасибо конечно, я хочу понимать математику, но я нихуя не понял, можно как-нибудь попроще. В школе я только до третьего класса осилил, дальше всё.
>>326987524 (OP) Ну это скорее синтаксис, который не так сложен. Самое сложное, в матане - это заучивание всяких теорем, формул и прочего. Хотя, конечно, их можно вывести и самому, но на это уйдёт несметно больше времени, чем заучивание. А заучивание - унылая хуйня.
>>327001375 > С этого момента становится непонятно, так что объяснение нужно переделать. Всё там понятно, просто считай последовательно справа налево. f(1,1) = 1, далее f(0,1) = 0, далее f(1,0) = 0. Таким образом, значение всего выражения = 0.
>>327001741 >Самое сложное, в матане - это заучивание всяких теорем, формул и прочего. Тебе матан преподавали плохо, видимо, теоремы и формулы не заучивать надо, а разбирать и понимать. Ну т.е. если условно мы представим что я сейчас взял и забыл какая производная у функции y = x^2, или там уравнение кросс-энтропии, я тебе просто оперируя математической логикой порассуждаю от операции приращения к понятию производной, докажу ее, и потом еще поверх этого точно так же приду к формуле кросс-энтропии и соединю эти два знания вместе в бекпроп алгоритм.
На самом деле математика это не сложно. Сейчас я вам объясню несколько фундаментальных концепций, после освоения которых вы будете понимать, что такое математика в общем-то.
I. Термы: атомарные и составные
Терм - это какой-то символ. Они делятся на составные и атомарные.
1 - это атомарный символ.
f(1) - это составной символ (состоит из атомарных f и 1). Их ещё называют выражениями.
То какими символами мы будем пользоваться сути не меняет. Скажем пусть квадратные скобки [] обозначают совокупность (перечисление) каких-нибудь символов.
[1, 2, 3, 4] - это тоже составной терм.
Его можно переписать как v(1, 2, 3, 4) или даже как 1:2:3:4. Сути это не поменяет. Символы и правила того, как мы строим термы называется синтаксисом, но на внимания на нём засорять не будем, это отдельная область математики, в которую не нужно углубляться для общего понимания Сути.
II. Переменные
Переменные - это такие символы, которые подразумевают, что вместо них должны быть другие символы.
Для удобства понимания все переменные будем записывать большими буквами, а атомарные термы - маленькими.
X - переменная.
x - терм.
Как термы и переменные связаны между собой объясним на следущией (очень важной!) концепции.
III. Эквивалентность, унификация.
Наверное, по первому классу начальной школы вам знаком символ "=". Верно! Знак равенства. Математики ещё её называют Эквивалентностью. Это фундаментальное понятие в математике. Это единственная функция, не имеющая определения, так как она элементарна.
Думаю, очевидно, что нижеизложенное является верным утверждением:
5 = 5
А теперь добавим немного переменных:
X = 5.
Y = 5.
X = Y ?
Перепишем последнее предложение, подставив вместо переменных термы:
X = Y => 5 = 5
Выглядит не очень интересно. Сделаем интересней:
f(1, 5) = f(1, X)
X ?
Сравнив оба терма, несложно прийти к выводу, что X = 5
А теперь ещё интересней:
f(2, 5) = f(1, X)
X ?
Тут можно заметить, что эти два терма вовсе не одинаковы. Так чему тогда равняется X? В том то и дело, что ничему: X = X. Переменные не обязаны иметь какое-то значение. Переменные имеющие значение называются связанными. Переменные не имеющие значения называются несвязанными.
Процесс связывания переменных называется унификацией.
Напоследок, сделаем унификацию для данного выражения:
1:2:3 = X:Y
X = 1
Y = 2:3
Или вот ещё:
1:2:3 = X:Y:Z
X = 1
Y = 2
Z = 3
IV. Редукция
Итак, это следующая по-фундаментальности концепция в математике. Именно она позволит вам понять математику.
До этого мы переписывали в выражениях только переменные. Но переписывать можно не только их!
Скажем, мы имеем вот такой ряд выражений:
f(1, 1) = 1
f(1, 0) = 0
f(0, 1) = 0
f(0, 0) = 0
f(1, f(0, f(1, 1))) ?
И так давайте будем находить точное совпадение выражении в правилах, и переписывать выражение:
f(1, f(0, f(1, 1)))
= f(1, f(0, 1))
= f(1, 0)
= 0
Соответственно: f(1, f(0, f(1, 1))) = 0
Вот более интересное выражение, в котором мы будем использовать уже известную нам унификацию:
1 = f(1, f(X, f(1, 1)))
X ?
И так, давайте переписывать:
1 = f(1, f(X, f(1, 1)))
1 = f(1, f(X, 1))
И вот тут остановимся. Выражение f(X, 1) подходит как для правила «f(1, 1) = 1» (где X будет равен 1), так и для правила «f(0, 0) = 0» (где X будет равен 0). Что делать? Нужно перебирать все варианты. Начнём с правила «f(0, 0) = 0».
X = 0
1 = f(1, f(0, 1))
1 = f(1, 0)
1 = 0
Что-то не сходится! 1 это очевидно не 0! Значит X не может быть 0. Переходим к следующему правилу:
X = 1
1 = f(1, f(1, 1))
1 = f(1, 1)
1 = 1
Успех! Мы вычислили X! Он равен единице.
Давайте более сложный пример:
f(X:Y) = (X + 1) : f(Y)
f(X) = X + 1 (при условии, что X ≠ (Z : Z'))
f(1:2:3) ?
Забавно, правило здесь ссылается саму на себя! Математики это называют рекурсией. Это тоже очень важная концепция.
Перейдем к решению:
f(1:2:3)
= (1 + 1) : f(2:3)
= 2 : f(2:3)
= 2 : (2 + 1) : f(3)
= 2 : 3 : 4
То есть, f(1:2:3) = 2:3:4
Весь тот процесс, когда мы переписывали (заменяли) одни термы/выражения на другие математики называют редукцией.
Процесс применения редукции к символам и называется ВЫЧИСЛЕНИЕМ.
ПОЗДРАВЛЯЮ, мой маленький гуманитарий. Ты только что понял суть математики и вычислений.
Конечно же, этого тебе недостаточно будет, чтобы звать себя математиком. Тебе нужно будет знать про предикаты, лямбда-исчисление, теорию множеств, теорию категорий, полноту по Тьюрингу, иерархию Хомского, и много чего ещё. Но БАЗУ ты уже знаешь, и теперь сможешь читать то, что математики так расписывают на всю доску.
Скажи мне спасибо.