Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
На Сильвестра – куриный праздник. Чистят курятники, ладят насесты, окуривают стены.
На Сильвестра гадали на луковицах
В ряде мест заботились о том, чтобы в курятнике висел «куриный бог». Сведений о нем, о его свойствах и действиях с ним сохранилось очень мало, и те довольно смутные. Известно, что в черноземных областях «куриным богом» считался «черный камень, просверленный посредине, величиною с гусиное яйцо, который в таком виде отыскивается где-либо в земле. Куриный бог вешается за нитку на стене в курятнике с тою целью, чтобы больше плодились и сохранялись у хозяина куры». Во Владимирской губернии наряду с продырявленным камнем (отверстие должно быть естественным, а не сделанным рукой человека) в роли куриного бога мог выступать обыкновенный истоптанный лапоть. Его обычно «перебрасывают через нашест, на коем сидят куры», для устранения «неприязненных отношений к курам домового».
В Сильвестра день заговаривают лихоманку.
Селиверстов день гонит лихоманок-сестер за 77 верст.
Для изгнания лихоманок, лихорадок прибегали к помощи заговоров, главной особенностью которых и, естественно, в глазах крестьян, силой был перечень всех имен демонов-лихорадок:
«Тресея, огнея, гледея, авкаркуша, храпуша, пухлея, желтея, авея, немая, глухея, каркуша» (из заговора XVIII века);
«Хрипуша, ломея, пухлея, дрехлея, дремлея, ветрея, смутница, зябуха» и т. д. (из заговора XIX века).
Названные поименно, «окаянные дьяволицы»-трясовицы – «дщери царя Ирода», предназначенные для того, чтобы «мучить весь род человеческий», – должны были отступиться от больного.
В одном из заговоров двенадцать трясовиц, каждая от своего имени, перечисляют все недуги, которые они насылают на человека: «Яко пещь распаляет дровами, тако я распаляю у человека все члены и кости... Зноблю бо у человека все члены, и тот человек не может согреться в пещи... Ложуся у человека во главе и закладываю уши, и тот человек бывает глух... Ложуся у человека под ребрами, и тому человеку тяжко дыхати... Ложуся у человека под воздухами, и, аще что вкусит из пищи, то из души скинет... Яко в поле цвет цветет и желтеет, тако и у того человека тело тает и увядает... Ломит бо у того человека все кости... Секу жилы в одно место... Пускаю в народ опухоль... Я ножные жилы свожу... Ночью сна не даю, но к себе никого не допущаю, и с ума человека свожу... Старейшая и проклятая трясовица – не может человек от меня излечиться...»
Картина страшная, но с врачебной точки зрения верная, полно и выразительно рисующая состояние больного лихорадкой.
О том же и пословицы:
Лихорадка–не матка: треплет, не жалеет.
Лихорадка пуще мачехи оттреплет.
Уходила, умучила, согнула да скрючила.
Заговор заговором, но и от помощи лекарственных трав не отказывались:
От лихорадки, малярии в народе употребляют полынь горькую, спорыш, чертополох, хрен (в виде спиртовой настойки), траву «живучку», которая в некоторых местах так и называется – «лихорадочная трава».