На Марка небо ярко, бабам в избе жарко. Прилет певчих птиц стаями. Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли. В Тульской губ. в этот день выходили ловить чижей.
Святого Марка в народе называют иногда «ключником», ибо верят, что он владеет ключами от дождей. В этот день особенно молятся и просят о ниспослании сильного дождя, так необходимого в эту пору. Говорят: «Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных».
Даст небо дождь, а земля – рожь. Без дождя и трава не растет. Дождь – мужику рожь, а бурлаку вошь. Малый дождь землю грязнит, а большой очищает. Зашепчет дождь тихим голосом – поднимется рожь тучным колосом.
Радуга-дуга, Принеси нам дождя!
Чем зеленее радуга, тем больше будет дождь. Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью. У нас если радуга появится – это к дождю: радуга таскает воду из рек. Радуга как упрет в ручей, говорят: набирает воду – к дождю это (Пинежье).
Уж дождь дождем, Поливай ковшом! (Тульская губ.)
Дай бог дóждю В толстые вóжжи! Поливай весь день На наш ячмень, На бабью рожь, На мужичий овес, На девичью гречу, На мáличье просо. (Рязанская губ.) Уже в прошлом веке вызывание дождя превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем, иногда похожую на дразнилки.
Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка, Дам и хлеба каравай, Дождик, пуще поливай!
Дождик, пуще припусти, На пшеницу, на гречи. На горох, на ячмень – Поливай весь долгий день! А на просо и на рожь Поливай сколько хошь!
Дождик, дождик, посильней, Чтобы было веселей. Мои гуси дома, не боятся грома.
Дождик, дождик, лей, лей, На меня и на людей. А на Бабу Ягу Хоть по тысячу ведру. ЗАГАДКИ О ДОЖДЕ
Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава.)
Приехала баба Из высокого града, Как она заплакала – Все люди возрадовались.
Посмотрю я в окошко: идет длинный Антошка.
Суслено, маслено, до лесу протянуто.
Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило.
На святого Марка сеется татарка (так в некоторых местах называют гречу).
- Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели. В ряде мест к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак.
В Калужской губернии в старые времена это воскресенье было отведено для встречи весны. «Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесту, ставится на горке; кругом его собираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сжигают чучело с песнями и плясками».
«Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день происходят свадьбы и идет усиленное сватовство, то на игры являются обыкновенно все девушки до единой (конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест). Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку».
Начинались хороводы, пляски с «наборных» песен:
Как на улице дождик накрапывает, Хоровод красных девок прибывает. Ох вы, девушки, поиграйте! Уж как вы, холостые, не глядите: Вам гляденьицем девушек не взяти, Уж как взять ли, не взять ли по любви, Что по батюшкину повеленью, Что по матушкину благословенью.
-
До позднего вечера звучали песни и водились хороводы.
«Сведи, маменька, в хоровод гулять, В хоровод гулять, невест выбирать». «Выбирай-кося, добрый молодец, Самолучшую дочь дворяночку». Дочь дворяночка выходила к нам, Выходила к нам, говорила нам: «Добрый молодец, не жена тебе, Твоему дому не хозяюшка, Белым рученькам не заменушка». «Сведи, маменька, в хоровод гулять, В хоровод гулять, невест выбирать». «Выбирай-кося, добрый молодец, Самолучшую дочь мещаночку». Дочь мещаночка выходила к нам, Выходила к нам, говорила нам: «Добрый молодец, не жена тебе, Твоему дому не хозяюшка, Белым рученькам не заменушка». «Сведи, маменька, в хоровод гулять, В хоровод гулять, невест выбирать». «Выбирай-кося, добрый молодец, Самолучшую дочь крестьяночку». Дочь крестьяночка выходила к нам, Выходила к нам, говорила нам: «Добрый молодец, я жена тебе, Твоему дому я хозяюшка, Белым рученькам заменушка». «Родна маменька, я женат хожу, Я женат хожу, с женой гуляю, Где ни сойдемся, там обнимемся, Где ни встретимся – поцелуемся».
-
У ворот трава притолочена Я у батюшки запоручена, Запоручена я за крестьянина. Уж как мне бы, младой, не хотелося, Моему сердцу не раделося: Ведь крестьянин-то он орать станет, А мне, молодой, да боронить велит.
У ворот трава притолочена, Я у батюшки запоручена, Запоручена я за поповича. Уж как мне, младой, не хотелося, Моему сердцу не раделося: Попович-то да он писать станет, А мне, младой, огонь светить.
У ворот трава притолочена, Я у батюшки запоручена, Запоручена я за гудочника. Уж как мне, младой, захотелося, Моему сердцу зараделося: Как гудочник-то станет в гудок играть, А как я, млада, буду песни петь.
-
Красная горка в Северном Поволжье называлась «кликушным воскресеньем», так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов - «окликали молодых», которые за пение выносили по яйцу и по стопочке.
Позволь нам, хозяин, Позволь, господин, Нам вдоль улицы пройти, Дом хозяина найти, Позволь на ступенечку ступить, На другую переступить, За колечко побренчать, Молодых повеличать! Уж вы дайте знать, Молодых-то как назвать? Выходи-ка, молодая, На парадное крыльцо, Выноси-ка, молодая, Нам по пряничку, По стаканчику пивца, На закуску пирога. (Костромская губ.)
-
Вьюница-молодица! Выходи на крыльцо, Выноси красное яйцо! А не вынесешь яйцо, Разломаем все крыльцо! (Ярославская губ.)
- Нижегородские окликальщики исполняли вьюнишные песни молодоженам накануне Красной горки, в пасхальную субботу. Их вьюнишники отличались большими размерами (до 150-180 строк), особым колоритом, яркой поэтической символикой и отчетливым ритуальным смыслом. Не приводя самых длинных вьюнишных окликаний, дадим в качестве примера два текста, где содержатся в сжатом виде основные мотивы вьюнишников:
На горе было горе, У Ивана на дворе. Вьюнец-молодец, Вьюница, эй, молодая! Вырастало деревце Да кипарисовое.
Как во этом деревце Да три угодьица:
По вершине деревца Да соловей песни поет,
Посередь-то деревца Да пчелы яры гнезда вьют.
По корень-то деревца Да тут беседушка стоит,
Во беседушке сидит Да удалой-от молодец,
Молодой-от молодец Да Иванушка господин.
Иванушка господин Да с молодой своей женой,
С молодой своей женой Да с Прасковьей молодой.
У Василья во дворе Вырастало деревцо, Вьюница молодая! Вырастало деревцо Кипаристо-высоко, Кипаристо-высоко, Оно листьем широко, Оно листьем широко, Златоверховато. Что во этом деревце Три угодья хороши: Во комли-то деревца Кровать нóва тесовá, Кровать нова тесовá, Перинушка пуховá, Перинушка пуховá, Подушечка парчевá. На перине пуховой, На подушке парчевой, На подушке парчевой Спит вьюнец-молодец, Спит вьюнец-молодец Со вьюницей со своей, Со вьюницей со своей Со Прасковьей госпожой. Ты поди-тка буди Свою мóлоду жену, Прасковью госпожу, Дочь Ивановну! «Отвыкай, отвыкай Своеё стороны Своеё стороны Свово батюшки, Свово батюшки, Своей матушки! Привыкай, привыкай Ко моей стороне, Ко моей стороне, К моему батюшке, К мому батюшке, К моей матушке!» «Я ко свекру привыкала, Я рубашечки шивала, Я к свекрови привыкала, Я кросéнца дотыкала, А к девéрьям привыкала, Воды на руки давала, Я к золовкам привыкала, Русы косы плела, Я ткала, я пряла, Я шелком шила, Я шелком шила И по золоту ходила!» Отпирий, отпирай Все окованы концы! Вынимай, вынимай Все парчовы кошели, Все парчовы кошели, Все кошелочки, Все кошелочки, Все мошоночки! Оделяй, оделяй Нас певцов-молодцов! Нас певцов-молодцов Хоть по денежке, Хоть по денежке, По копеечке, Либо по склянице вина, Либо пива ендовá! Покатися, яйцо, С высокого терему! С высокого терему, Не сшибися с шолому!
>>191312 Много донёс добра? Твоя "миссия" обречена на неудачу, ты выбрал неправильную цель и неправильный метод. Как выяснилось в моём треде никто даже толком не читает эти пасты, схавали позавчерашнюю. Вот такие результаты твоего "просвещения". Не говоря уже про политач, где просто какие-то дауны стали дрочить по моей указке.
>>191328 Будет так, как дóлжно быть. Ведь удача для меня - это когда хотя бы названия этих праздников будут отзываться эхом моих тредов, когда анончики услышат их в будущем.
>>191702 В любом приличном месте должен быть свой городской сумасшедший. Он у вас денег в долг просит, что ли? Чем он вам мешает? Нервные какие все, ужас.
Май - травник, травень.
На Марка небо ярко, бабам в избе жарко.
Прилет певчих птиц стаями.
Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли.
В Тульской губ. в этот день выходили ловить чижей.
Святого Марка в народе называют иногда «ключником», ибо верят, что он владеет ключами от дождей. В этот день особенно молятся и просят о ниспослании сильного дождя, так необходимого в эту пору. Говорят: «Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных».
Даст небо дождь, а земля – рожь.
Без дождя и трава не растет.
Дождь – мужику рожь, а бурлаку вошь.
Малый дождь землю грязнит, а большой очищает.
Зашепчет дождь тихим голосом – поднимется рожь тучным колосом.
Радуга-дуга,
Принеси нам дождя!
Чем зеленее радуга, тем больше будет дождь.
Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью.
У нас если радуга появится – это к дождю: радуга таскает воду из рек.
Радуга как упрет в ручей, говорят: набирает воду – к дождю это (Пинежье).
Уж дождь дождем,
Поливай ковшом! (Тульская губ.)
Дай бог дóждю
В толстые вóжжи!
Поливай весь день
На наш ячмень,
На бабью рожь,
На мужичий овес,
На девичью гречу,
На мáличье просо. (Рязанская губ.)
Уже в прошлом веке вызывание дождя превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем, иногда похожую на дразнилки.
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай,
Дождик, пуще поливай!
Дождик, пуще припусти,
На пшеницу, на гречи.
На горох, на ячмень –
Поливай весь долгий день!
А на просо и на рожь
Поливай сколько хошь!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы было веселей.
Мои гуси дома,
не боятся грома.
Дождик, дождик, лей, лей,
На меня и на людей.
А на Бабу Ягу
Хоть по тысячу ведру.
ЗАГАДКИ О ДОЖДЕ
Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава.)
Приехала баба
Из высокого града,
Как она заплакала –
Все люди возрадовались.
Посмотрю я в окошко: идет длинный Антошка.
Суслено, маслено, до лесу протянуто.
Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило.
На святого Марка сеется татарка (так в некоторых местах называют гречу).
-
Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели.
В ряде мест к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак.
В Калужской губернии в старые времена это воскресенье было отведено для встречи весны. «Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесту, ставится на горке; кругом его собираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сжигают чучело с песнями и плясками».
«Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день происходят свадьбы и идет усиленное сватовство, то на игры являются обыкновенно все девушки до единой (конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест). Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку».
Начинались хороводы, пляски с «наборных» песен:
Как на улице дождик накрапывает,
Хоровод красных девок прибывает.
Ох вы, девушки, поиграйте!
Уж как вы, холостые, не глядите:
Вам гляденьицем девушек не взяти,
Уж как взять ли, не взять ли по любви,
Что по батюшкину повеленью,
Что по матушкину благословенью.
-
До позднего вечера звучали песни и водились хороводы.
«Сведи, маменька, в хоровод гулять,
В хоровод гулять, невест выбирать».
«Выбирай-кося, добрый молодец,
Самолучшую дочь дворяночку».
Дочь дворяночка выходила к нам,
Выходила к нам, говорила нам:
«Добрый молодец, не жена тебе,
Твоему дому не хозяюшка,
Белым рученькам не заменушка».
«Сведи, маменька, в хоровод гулять,
В хоровод гулять, невест выбирать».
«Выбирай-кося, добрый молодец,
Самолучшую дочь мещаночку».
Дочь мещаночка выходила к нам,
Выходила к нам, говорила нам:
«Добрый молодец, не жена тебе,
Твоему дому не хозяюшка,
Белым рученькам не заменушка».
«Сведи, маменька, в хоровод гулять,
В хоровод гулять, невест выбирать».
«Выбирай-кося, добрый молодец,
Самолучшую дочь крестьяночку».
Дочь крестьяночка выходила к нам,
Выходила к нам, говорила нам:
«Добрый молодец, я жена тебе,
Твоему дому я хозяюшка,
Белым рученькам заменушка».
«Родна маменька, я женат хожу,
Я женат хожу, с женой гуляю,
Где ни сойдемся, там обнимемся,
Где ни встретимся – поцелуемся».
-
У ворот трава притолочена
Я у батюшки запоручена,
Запоручена я за крестьянина.
Уж как мне бы, младой, не хотелося,
Моему сердцу не раделося:
Ведь крестьянин-то он орать станет,
А мне, молодой, да боронить велит.
У ворот трава притолочена,
Я у батюшки запоручена,
Запоручена я за поповича.
Уж как мне, младой, не хотелося,
Моему сердцу не раделося:
Попович-то да он писать станет,
А мне, младой, огонь светить.
У ворот трава притолочена,
Я у батюшки запоручена,
Запоручена я за гудочника.
Уж как мне, младой, захотелося,
Моему сердцу зараделося:
Как гудочник-то станет в гудок играть,
А как я, млада, буду песни петь.
-
Красная горка в Северном Поволжье называлась «кликушным воскресеньем», так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов - «окликали молодых», которые за пение выносили по яйцу и по стопочке.
Позволь нам, хозяин,
Позволь, господин,
Нам вдоль улицы пройти,
Дом хозяина найти,
Позволь на ступенечку ступить,
На другую переступить,
За колечко побренчать,
Молодых повеличать!
Уж вы дайте знать,
Молодых-то как назвать?
Выходи-ка, молодая,
На парадное крыльцо,
Выноси-ка, молодая,
Нам по пряничку,
По стаканчику пивца,
На закуску пирога.
(Костромская губ.)
-
Вьюница-молодица!
Выходи на крыльцо,
Выноси красное яйцо!
А не вынесешь яйцо,
Разломаем все крыльцо!
(Ярославская губ.)
-
Нижегородские окликальщики исполняли вьюнишные песни молодоженам накануне Красной горки, в пасхальную субботу. Их вьюнишники отличались большими размерами (до 150-180 строк), особым колоритом, яркой поэтической символикой и отчетливым ритуальным смыслом. Не приводя самых длинных вьюнишных окликаний, дадим в качестве примера два текста, где содержатся в сжатом виде основные мотивы вьюнишников:
На горе было горе,
У Ивана на дворе.
Вьюнец-молодец,
Вьюница, эй, молодая!
Вырастало деревце
Да кипарисовое.
Как во этом деревце
Да три угодьица:
По вершине деревца
Да соловей песни поет,
Посередь-то деревца
Да пчелы яры гнезда вьют.
По корень-то деревца
Да тут беседушка стоит,
Во беседушке сидит
Да удалой-от молодец,
Молодой-от молодец
Да Иванушка господин.
Иванушка господин
Да с молодой своей женой,
С молодой своей женой
Да с Прасковьей молодой.
У Василья во дворе
Вырастало деревцо,
Вьюница молодая!
Вырастало деревцо
Кипаристо-высоко,
Кипаристо-высоко,
Оно листьем широко,
Оно листьем широко,
Златоверховато.
Что во этом деревце
Три угодья хороши:
Во комли-то деревца
Кровать нóва тесовá,
Кровать нова тесовá,
Перинушка пуховá,
Перинушка пуховá,
Подушечка парчевá.
На перине пуховой,
На подушке парчевой,
На подушке парчевой
Спит вьюнец-молодец,
Спит вьюнец-молодец
Со вьюницей со своей,
Со вьюницей со своей
Со Прасковьей госпожой.
Ты поди-тка буди
Свою мóлоду жену,
Прасковью госпожу,
Дочь Ивановну!
«Отвыкай, отвыкай
Своеё стороны
Своеё стороны
Свово батюшки,
Свово батюшки,
Своей матушки!
Привыкай, привыкай
Ко моей стороне,
Ко моей стороне,
К моему батюшке,
К мому батюшке,
К моей матушке!»
«Я ко свекру привыкала,
Я рубашечки шивала,
Я к свекрови привыкала,
Я кросéнца дотыкала,
А к девéрьям привыкала,
Воды на руки давала,
Я к золовкам привыкала,
Русы косы плела,
Я ткала, я пряла,
Я шелком шила,
Я шелком шила
И по золоту ходила!»
Отпирий, отпирай
Все окованы концы!
Вынимай, вынимай
Все парчовы кошели,
Все парчовы кошели,
Все кошелочки,
Все кошелочки,
Все мошоночки!
Оделяй, оделяй
Нас певцов-молодцов!
Нас певцов-молодцов
Хоть по денежке,
Хоть по денежке,
По копеечке,
Либо по склянице вина,
Либо пива ендовá!
Покатися, яйцо,
С высокого терему!
С высокого терему,
Не сшибися с шолому!