Наро́дная му́зыка, музыка́льный фолькло́р — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение[3]. Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям[3]. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства[3]. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической
Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан, а в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг.
Академическая музыка развилась из европейской музыки церковного пения. Христианская церковь, вместе с её философией и этикой, отбросила от себя практически все эмоции античных песен и плясок. Церковное пение было сосредоточено на себе самом и не связано с танцем, сценическим представлением, жестом — в противоположность комплексному состоянию музыки в народной культуре. «Музыкальная автономность» — важнейшее качество академической музыки. Следует отметить различие между типичным католическим и православным песнопениями. Западное христианское пение тяготело к высоким тембрам (дисканты, тенора) и светлому, нежному колориту. Русское же церковное пение отличалось басовым тембром, особую гордость в нём составляли басы-окта-висты. Однако при всём различии христианское пение сильно отличалось от мусульманской манеры, сохранявшей особого рода хриплые гортанные звуки.
Другая особенность академической музыки — она записана нотами. Российский музыковед-историк М. Сапонов писал: «Европейская музыкальная культура стала в полном смысле единственной письменной музыкальной культурой в мире, что и явилось одним из факторов универсальности и всемирной общезначимости художественных ценностей, созданных этой культурой. Письменный способ существования музыкальной традиции — это не просто альтернатива устному, он несёт в себе совершенно новую концепцию музыкального искусства, иные эстетические критерии, другую творческую психологию, свою слуховую настройку и связанные с письменностью методы музыкального обучения».
С конца XVII века в Европе начинают строиться первые концертные залы для исполнения музыкальных произведений. С окончанием эпохи Возрождения произошли фундаментальные перемены в мире музыки. Если в Средневековье христианская церковь отрезала от себя полную земных страстей музыку язычников, поставив пение целиком на службу Богу, то в Новое время в музыку вернулись переживания разнообразных земных человеческих эмоций[
Фолк-музыка — популярная музыка, которая развилась на основе народной музыки в середине XX века в результате феномена фолк-ривайвлов (фолк-возрождения), когда народная музыка начала распространяться среди массовой аудитории[7]. В этой связи его иногда называют «музыкой фолк-ривайвла»[8]. Наиболее активно развитие жанра происходило в США и Великобритании. Фолк-музыка также включает в себя различные поджанры, в том числе фолк-рок и электрик-фолк
Разновидность американской популярной музыки, развившаяся из традиционной музыки иммигрантов Британских островов[9]. Изначально — сельский любительский жанр, смешавший кельтские и английские танцевальные мелодии с песнями XIX века, блюзом, госпелом и американской духовной музыкой, но с 1920-х годов развился в один из наиболее коммерчески успешных музыкальных жанров
Блюграсс (кантри-энд-вестерн[1], англ. Bluegrass) — жанр американской сельской музыки кантри, происходящий из региона Аппалачей, в первую очередь штата Кентукки («штат мятлика»), которому обязан своим названием (bluegrass — мятлик). Корни этого стиля уходят в ирландскую, шотландскую и английскую традиционную музыку. Блюграсс является причудливой смесью музыки иммигрантов с Британских островов, а также афроамериканских джаза и блюза.
В блюграссе, как и в некоторых формах джаза, каждый музыкальный инструмент по очереди является ведущим, в то время как остальные отходят на задний план. Это отличает блюграсс от другой американской кантри-музыки, где все инструменты играют вместе или один инструмент является ведущим на протяжении всей композиции, пока остальные составляют аккомпанемент. Блюграсс — это акустический стиль; электрические инструменты используются редко.
Применительно к музыке термином «блюграсс» изначально описывался стиль Билла Монро и его струнной группы The Bluegrass Boys, который стал широко копироваться другими исполнителями и в итоге оформился в отдельный музыкальный жанр
Альтернативное кантри (альт-кантри) — подстиль музыки кантри. Долгое время применялся главным образом для того, чтобы характеризовать музыку кантри с нетрадиционным звучанием, «альтернативным» господствующим в разные периоды направлениям. Так, хонки-тонк в 1940-е стал альтернативой господствовавшим в то время раннему кантри (old-timey) и эстрадному вестерн-свингу, в 1950-е «бейкерсфилдское звучание» (Вakersfield sound) считалось первой альтернативой коммерчески-ориентированному Нэшвилл-саунду. Впрочем, позднее почётное звание «главного противника поп-кантри» перейдёт к другому направлению — аутло-кантри (outlaw country).
К 1980-м на калифорнийской кантри-сцене произошла настоящая революция: аутло-кантри и панк-рок тенденции соединились в творчестве многочисленных местных коллективов. Доминирующие в 1980—1990-е годы кантри-рок и Нэшвилл-саунд получили на Западном побережье достойных соперников: молодёжь предпочитала сырой звук с выделенной ритм-секцией и жестким звучанием гитар в лучших традициях хонки-тонка, рокабилли и, конечно, панк-рока, альтернативного рока и пост-рока.
Характерной чертой нового направления стало также использование в текстах социальных и политических мотивов, вестерновой ковбойско-бандитской тематики, а лирическими героями, как и в аутло-кантри, часто становились аутсайдеры и маргиналы. Не обошли вниманием авторы текстов и нарочито-мрачные «готичные» образы, а также библейские мотивы