Сообщите нам если начиная с сентября вы испытываете проблемы с доступом к сайту через клирнет, сразу укажите сообщение об ошибке или приложите скриншот.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
В этой книге на многочисленных примерах раскрываются причины по которой одни страны богатые, а другие бедные. Богатство народа определяется прежде всего существующими политическими институтами, тем как распределена и осуществляется политическая власть.
К сожалению, книга на русский не переведена. Это то знание, которое остро необходимо сейчас стране. Я хочу перевести эту книгу, но в одиночку это сделать непросто, поэтому неравнодушный анон приглашается к участию в проекте коллективного перевода.
Заинтересовавшиеся пишите на [email protected]. Закончим проект и выложим под эгидой политача.
Ссылка на книгу: http://my-files.ru/08ladd
Ниже выкладываю перевод предисловия.
Почему египтяне настолько беднее американцев? Что мешает Египту стать процветающей страной? Бедность Египта неизменна или её можно искоренить? Естественный путь к тому, что бы начать думать об этом - послушать что говорят о своих проблемах сами жители Египта и почему они восстали против режима Мубарака.
Ноха Хамед, 24-летняя работница рекламного агентства в Каире так пояснила свои взгляды на демонстрации на площади Тахрир: «Мы страдаем от коррупции, угнетения и плохого образования. Мы живем в коррумпированной системе, которую нужно менять». Другой демонстрант, Мосаб Эль Шами, 20 лет, студент-медик, имеет такое же мнение: «Я надеюсь, что к концу этого года у нас будет избранное правительство, права граждан и мы покончим с коррупцией, поглотившей нашу страну». Протестующие на площади Тахрир единодушно говорили о коррупции правительства, его неспособности выполнять функции государства и нехватке возможностей в стране. Они жаловались на репрессии и отсутствии политических прав. Мохаммед Эль Барадей, директор Международного Агентства по атомной энергии, написал в Твитере 11 января 2011: «Тунис: репрессии + отсутствие политических прав + закрытые способы мирного урегулирования = бомба с часовым механизмом». И египтяне, и тунисцы видели, что их экономические проблемы имеют своим основанием нехватку политических прав. Когда протестующие начали формулировать свои требования более системно, первые 12 требований были сфокусированы на политических изменениях.
Для Египтян неэфективное и коррумпированное государство оборачивалось обществом, где они не могли реализовать свои таланты, амбиции, изобретательность и получить хорошее образование. Они знали, что корни их проблем лежат в политике. Все экономические препятствия, с которыми они сталкивались, коренились в том как осуществлялась политическая власть в Египте, которая была монополизирована узким кругом элит. И люди понимали, что это первая вещь, которую им нужно изменить.
Мнения протестующих с площади Тахрир существенно расходятся с общепринятыми взглядами экономистов. Когда рассматривается бедность такой страны как Египет большинство академиков и комментаторов подчеркивают совершенно иные факторы. Одни из них акцентируют внимание на том, что египетская бедность вызвана прежде всего географией: большая часть территорий – пустыни, нехватка дождей, почвы и климат не позволяет эффективно вести сельское хозяйство. Другие обращают внимание на культурные особенности египтян, которые враждебны преуспеванию и экономическому развитию, что у египтян не хватает трудовой этики и культурных особенностей, которые позволили другим нациям прейти к процветанию. Вместо них египтяне имеют исламистские убеждения, которые несовместимы с экономическим успехом. Третий подход наиболее распространён среди учёных мужей и он основан на том, что правители Египта просто не знают что им нужно делать для богатства страны и в прошлом следовали неправильным политикам и стратегиям. Если бы эти правители только приняли правильный совет от правильных советников, то за этим последовало бы общественное благосостояние. Для этих академиков и учёных, видимо, не существенен тот факт, что Египет управляется узкой элитой, которая свила свои гнёздышки за счет общества, им кажется, что это не имеет отношения к экономическим проблемам страны.
В этой книге мы докажем, что правы именно протестующие с площади Тахрир, а не большинство академиков и комментаторов. В действительности Египет беден именно потому, что он управляется узкой элитой, использующей общество ради извлечения своих личных выгод ценой бедности широких масс людей. Политическая власть сконцентрирована и используется для извлечения огромного богатства теми, кто владеет этой властью, как например состояние в 70 млрд. долларов, накопленное экс-президентом Мубараком. Проигравшим был народ Египта, и они это очень хорошо понимали.
Мы покажем как такое понимание бедности Египта даёт общее понимание того почему бедные страны бедны. Будь это Северная Корея, Сьерра Лионе или Зимбабве. Мы покажем, что эти бедные страны бедны по той же причине, по которой беден Египет. Такие страны как Великобритания и США стали богатыми, потому что их граждане свергли захватившие власть элиты и создали такое общество, где политические права были широко распределены и где правительство было ответственно перед гражданами и подотчетно им, где широкие массы людей могли использовать преимущества экономических свобод. Мы покажем, что для того что бы понять причины сегодняшнего экономического неравенства мы должны смотреть глубоко в прошлое и изучать историческую динамику сообществ. Мы покажем, что причина богатства Британии коренится в 1688 году, когда в Британии (или есть быть точным в Англии), произошла революция, которая преобразовала национальные политику и экономику. Люди дрались за бОльшие политические права и победили. И использовали их для расширения их экономических возможностей. Результатом этого стала фундаментально иная политическая и экономическая траектория развития, которая имела своей кульминацией Промышленную Революцию.
Промышленная революция и порождённые ею технологии не распространились по Египту, который был под контролем Оттоманской Империи, которая владела Египтом в сущности тем же способом, который позднее использовал Мубарак и его семья. Оттоманы правили Египтом пока их не сверг Наполеон Бонапарт в 1798 году, но страна попала под колониальный контроль Британии, которая, как и Оттоманы, имела небольшой интерес в развитии Египта. Хотя египтяне стряхнули и Оттоанскую и Британскую империю, а в 1952 свергли свою монархию, у них не было революций подобных английской революции 1688 и вместо коренного изменения политики в Египте они просто привели к власти другую элиту, которая так же не была заинтересована в богатстве обычных египтян, как и Оттоманская и Британская империи. В результате базовая структура общества осталось прежней, и Египет остался бедной страной.
В этой книге мы изучим то, как эти паттерны воспроизводят сами себя на протяжении долгого времени и почему иногда они изменяются, как это произошло в Англии в 1688 и во Франции во время революции 1789. Это поможет нам понять, что измелилась ли ситуация в Египте и может ли революция, свергнувшая Мубарака, привести к новому набору институтов, которые приведут к богатству обычных египтян? В Египте были революции которые не изменили порядка вещей, потому что те кто приходил к власти просто брали бразды правления и воссоздавали ту же самую систему. Это по-настоящему сложно, что бы обычные граждане получили реальную политическую власть и изменили тот способ, по которому работает их общество. Но это возможно и мы проследим, как это случилось в Англии, Франции и США, а так же в Японии, Ботсване и Бразилии. В сущности это политическая трансформация необходима, что бы бедное общество стало богатым. И очевидно, что это могло случиться в Египте. Реда Метвэли, другая протестующая на площади Тахрир говорит, что «Сейчас вы видите мусульман и христиан вместе, вы видите старых и молодых вместе, и все хотят одного». Мы увидим, что подобное широкое общественное движение это ключевое условие подобных политических трансформаций. Если мы поймем, когда и почему происходят подобные преобразования мы сможем точнее предсказывать когда подобные движения обречены на неудачу, как это часто случалось в прошлом, и когда мы можем ждать успеха и улучшения жизни миллионов.