Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Я прошелся по нескольким источникам, где предлагаются различные модели коррупции, и во всех рассматривается случай чиновник-человек, дающий взятку. Не понимаю, почему так, ведь взятка - это не основная проблема коррупции, основная - это откаты и распилы, в которых не участвует население, и которые по своим размерам превосходят на несколько порядков как взятку, так и зарплату чиновника, так что с ними бесполезно бороться увеличением зарплаты чиновников, что некоторые предлагают. Так же есть второй важный случай коррупции помимо экономической - чиновничий произвол, когда чиновник допускает, исходя из своих собственных мотивов или по запросу других чиновников, несправедливость или даже агрессию по отношению к простому человеку.
Сначала я хочу рассмотреть случай чиновничьего произвола. Начинаем строить модель. В ней как минимум присутствуют два агента - Чиновник А и Человек. Чиновник А является представителем исполнительной власти(например, местный администратор) и он коррумпирован. Под Человеком можно понимать как одного человека, так и группу людей. Мы считаем, что у Человека на данном этапе нет никаких рычагов давления на Чиновника А, а у Чиновника А есть абсолютная власть над Человеком. На ДАННОМ этапе Человек является законопослушным, то есть может совершать только законные действия - в будущем это можно изменить. Поскольку Человек законопослушен, он может наказать Чиновника А только одним путем - найти реальные доказательства его преступлений и предоставить их... Чиновнику Б. То есть появляется третий агент. Чиновник Б является представителем судебной системы и обязан наказывать всех других агентов, если доказана их вина. Здесь сразу возникают три проблемы. Первая - Чиновник А тщательно скрывает свою коррупционную деятельность и не оставляет улик. Вторая - если Чиновник А оставил улики, и узнает о том, что их нашел Человек, то он может просто убрать человека, поскольку по условию у него абсолютная власть над Человеком. Третья - сам закон, по которому Чиновник Б может или не может наказать Чиновника А. Закон написан не Чиновниками А и Б, а Чиновником В. Четвертый агент - Чиновник В, представитель законодательной власти. Его функция - создавать правила любых формальных отношений между всеми агентами. Собственно, это вся модель. Ее придется дополнять новыми агентами, а также их отношениями. В чем, собственно проблема? Мы будем считать, что все Чиновники А, Б и В - коррумпированы, и действуют в интересах друг друга, но не в интересах Человека. Задача - путем добавления новых агентов/связей(оставаясь в рамках реального мира) и новых правил дать Человеку рычаги давления на одного или нескольких Чиновников. Я сразу обращаю внимание, что в задачу НЕ ВХОДИТ ПОЛНОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ. Может случится так, что где-то ее даже целесообразно оставить или даже культивировать. Бонусное условие - Чиновники никогда не ошибаются и не оставляют улик. Бонусное условие 2 - в системе не бывает честных агентов, кроме Человека. Бонусное условие 3(релевантное реальности) - система строится не с нуля, а начинается с изначальной представленной ситуации, где УЖЕ все коррумпированы. Понятно, что если вы только что организовали государство, вы можете придумать любые самые совершенные и жесткие законы и любую структуру власти, чтобы убрать коррупцию, но нужно быть реалистами - как изменить уже существующую систему?
На первый взгляд ситуация выглядит безвыходной для Человека. Требуется помощь анонимусов, чтобы порассуждать и придумать решение.
С распилами и откатами все просто - Любой чиновник в системе официально получает средства от других чиновников, от руководства или от людей. Он должен истратить все эти средства на законную деятельность. На самом деле от тратит на нее лишь часть средств, а остаток кладет к себе в карман, или, в более хардкорном варианте - делится ею с другими чиновниками, которые в этом участвовали или просто его прикрывают - зависит от конкретных отношений. Это напрямую связано с первым случаем, так что стоит рассмотреть и это. То есть вторая задача, которая, возможно, неразрывно связана с первой - снизить или вовсе убрать такое поведение у чиновников.
К чему пришел я. Во-первых, самый очевидный вариант - надо исключить у чиновников картель, то есть сделать так, чтобы им было невыгодно или даже убыточно кооперироваться, то есть нужно создать конкуренцию. Это известная концепция разделения власти, но она работает хуево. Далее, чтобы создать такую ситуацию, нужно, либо чтобы все чиновники согласились на новые правила, которые еще нужно придумать, что невероятно, либо эти новые правила и их выполнение должен обеспечить кто-то выше по иерархии или кто-то, у кого есть рычаги давления на чиновников(необязательно на всех - зависит от того, как выглядит система, и кто на кого и чем давит). Разумеется, этот агент сам должен быть некоррумпирован или иметь выгоду от новых правил.
Во-вторых, возможно, если постепенно усложнять систему - возникнут какие-то возможности для Человека, но в таком простом варианте их нет. Поэтому, можно представить, что Человек способен и на незаконные действия. Это уже совсем хардкор, и такое следует рассматривать в самую последнюю очередь.
Для удобства предлагаю нарисовать граф, но нужно придумать обозначения. Очевидно, что стрелками будет показываться рычаг давления одного агента на другого, причем стрелки должны быть двух типов - законными и незаконными, а также, наверное, должны быть ненаправленные линии, которые показывают союз, причем союзы могут быть законными, финансовыми, незаконными, в общем, всякими разными. Может быть так, что между двумя агентами есть союз и при этом у каждого есть законные и незаконные рычаги давления друг на друга. Еще стрелки могут быть направлены не на агентов, а на соединения между ними, что означает, что агент влияет не на агентов, а на их отношения друг с другом.
Я со своей стороны собираюсь выслушать идеи и провести моделирование, если мы к чему-нибудь придем.