Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Перевод делается хаотично, кусками и вероятно с ошибками
Первым будет размышление о Люфтвафлях периода 70-х
Состав ВВС ФРГ на начало 70-х: F-104G Starfighter и G.91, позже F-4F Phantom II
Основная задача: сдерживать ОВД от конфликта
F-104G был не слишком хорош, но мог выполнять задачи по разведке, нести ядерные бомбы и совершать малозаметные для наземных РЛС атаки на аэродромы и стоящие там самолеты
Множество F-104G должны были наносить ядерные удары по механизированным частям ОВД, аэродромам и мостам
G.91 к этому моменту просто не отвечал требованиям, значительную угрозу ему представляли даже Шилки (в частности, из-за отсутствия индикатора облучения РЛС), и был закуплен исходя из бюджетных ограничений, а не реальной потребности
F-4F Phantom II был дорогим и в стоимости, и в обслуживании, но его характеристики были велики, особо в наземных атаках. Несмотря на это, его основными задачами были разведка и воздушные бои.
Tornado IDS имел хороший диапазон (с подвесными баками), хорошую дозвуковую скорость на малой высоте, что позволяло обойти наземные РЛС и вездесущие Миг-21, а затем уничтожить цель своей большой загрузкой без применения ядерного оружия и попытаться удрать. Проблемы начинались с появлением в воздухе совьет ДРЛО и Миг-23/Миг-29. Также Торнадо выполнял задачи по разведке. Из минусов - самолет был дорогим, сложным в производстве и обслуживании.
Ключевая разница между F-104G и Торнадо - это подход к решению вопроса с ОВД: с ядерным оружием по немецким (ГДР) городам и населению или более точечные удары без ядерного оружия.
США после Вьетнама развили концепцию на свой опыт: прорыв отряда ударных самолетов и уничтожение целей управляемыми бомбами, так был рожден F-15E. Этот концепт вытеснил полет на малой высоте - вместо этого пытались заглушить РЛС вражеских истребителей и поступающую им информацию с ДРЛО. В ходе этой концепции родились тактический (F-117) и стратегический (B-2) стелс-бомбардировщики.
Альтернатива Торнадо на тот момент - F-5E (был доступен на 10 лет раньше). Он был неприхотлив к ВПП, был лучше в дневном воздушном бою, а как штурмовик мог обеспечивать ближнюю огневую поддержку (Close-Air Support - CAS).
За счет малых размеров он был слабозаметен глазом в воздушном бою. Также это упрощало его маскировку на земле.
Его стоимость и обслуживание были значительно дешевле наличных самолетов, также он был прост в производстве и ремонте. Для сравнения - заместо 212 Торнадо Люфтваффе могли приобрести почти тысячу F-5E / F-5 Tiger II.
Это позволило бы производить в восемь раз больше вылетов в сутки (в основном в дневное время). В CAS F-5E может суммарно доставлять больше бомб, чем Tornado - четыре F-5E (сумма аналогична цене одного Tornado) совершают в сутки до шести вылетов с пятью 250-кг бомбами каждый, Tornado - 3 вылета с 12 1000-кг бомб. То есть 120 250-кг бомб против 36 1000-кг бомб.
При этом в случае встречи с Миг-23 вместо одного Tornado было бы 4-5 F-5E.
При отказе от поражения дальних целей самолетами с движением на малой высоте можно было значительно экономить топливо на тренировках. F-5E позволял иметь большую долю резервистов и призывников в обслуживающем персонале из-за его простоты. Соотношение часов обслуживания на час полета у F-5 с Tornado примерно 1:2.
Таким образом можно было получить почти тысячу самолетов, превосходящих Миг-21 и более эффективных в CAS чем G.91, за ту же цену, что и были в реальности закуплены Tornado, при этом без трат на НИОКР.
F-5 за счет лучших качеств как истребителя ограничивает воздействие МиГ-27, Су-17/22, Су-25 и Су-24 в светлое время суток.
Вариант загрузки F-5: четыре Mk82 + две Sidewinder AIM-9 + два подвесных бака, он позволяет действовать почти во всей Западной Германии с аэродромов за линией Рейна-Эмса, ожидания от одного самолета за период его жизни без учета уничтоженных на аэродромах - до одной воздушной победы, до сотни уничтоженных на марше грузовиков и иной техники
Меньшая скорость из-за полета на малой высоте у Tornado и F-111 давала возможность Миг-23 на большей скорости зайти на них сверху и практически гарантированно перехватить
Миг-23 в воздушном бою ближе к ранним F-16, чем к Tornado
ОВД практически одновременно с поступлением Tornado разработал улучшенные РЛС (pulse doppler radars), которые ставили под вопрос возможность подхода незамеченными на малой высоте
Ядерное сдерживание в этом случае обеспечивалось НАТО и без ФРГ, например ракетами с дальностью в 1000 км и боеголовкой в 1-5 кТ для поражения особо важных мостов и авиабаз.
То есть Люфтваффе отказывается от нанесения ядерных ударов по целям в ГДР, для достижения дальних целей сохраняются несколько F-104G, и концентрируется на завоевании воздушного господства и CAS.
Значительная часть боевых самолетов Люфтваффе должны была находиться на базах в Португалии и Сардинии (лучшие погодные условия, отсутствие потребности в укрытиях, недоступность для внезапного нападения).
Варианты закупок - F-5, F-20 (развитие F-5, проиграл F-16 и не вышел из стадии прототипа), F-16 и Dassault Mirage F1 (с двигателем General Electric J79), закупка большого количества Старфайтеров была ошибкой
Атака с целью создания кратеров на ВПП авиабаз ОВД была плохой идеей - ОВД к этому готовились и могли отремонтировать ВПП очень быстро
Вопрос противодействия флоту ОВД мог быть передан Дании, в том числе путем расположения там двух крыльев F-104G с ракетами AS.34 Kormoran. Балтийские морские силы ОВД представляли угрозу по сути только для Дании.
Как проводить сравнение самолетов:
Если затраты на самолеты сильно различаются - нужно проводить сравнение 2-3 на 1, а не 1 на 1
Нет никакого смысла сравнивать самолет 1 на 1, если у вас есть выбор между 100 F-15 и 200 F-16 при заданном бюджете
Время на предполетное обслуживание и скорость взлета
Эффект от снабжения информацией например с ДРЛО
Эффект отсутствия снабжения информацией например с ДРЛО
Возможность взаимодействия с наземными ПВО, в частности наводить их ракеты
Способность к работе с импровизированных аэродромов
Скорость восстановления подвергшихся ракетному/авиа-удару авиабаз
Способность сохранить самолеты в случае внезапного удара
Наличие или отсутствие возможности при необходимости использовать с самолета ЗУР наземных ПВО
Время готовности с момента объявления тревоги
Закупка новых вооружений, например AMRAAM
Зависимость от работы крошечных активных радаров РВВ
Различие потерь от ракетного и от авиа-удара
Плохая вероятность попадания РВВ в воздушных боях
Потеря времени/вылетов на борьбу за господство в воздухе и истощение ПВО (то есть как скоро можно будет перейти к атакам наземных сил с воздуха)