Прошлые домены не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.VC.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Вот почему Ki-43 у японской армии получился такой слабый, особенно если учесть, что его в серию запустили лишь в 1941 году?
Да, с палубным "Зеро" сравнивать фронтовой истребитель некорректно, но по ЛТХ эти самолёты +/- равны: у "Хаябусы" лишь чуточку лучше вираж, скороподъёмность и практический потолок, а у "Зеро" — максимальная скорость. Скорость сваливания +/- одинаковая и, в зависимости от модификации, в районе 120–130 км/ч. Хотя по практической дальности, внезапно, поздние Ki-43 кроют "Зеро"…
Но если сравнивать первые серийные "Хаябусы" с их одногодками, A6M2 mod. 21, то "Зеро" всё же более совершенный самолёт:
1) РПО как на советских и американских самолётах, тогда как на Ki-43-I шаг винта нужно было изменять вручную — лишняя нагрузка на пилота во время воздушного боя, да и при неправильном использовании можно мотор сломать, а если не трогать шаг винта, то его КПД получается намного ниже, что тоже плохо, а в некоторых случаях это даже может привести к аварии (ехидный Me 109);
2) Коллиматорный прицел, тогда как у Ki-43-I был неудобный для воздушного боя (зато более дешёвый) телескопический, от которого отказались даже на И-16 тип 10;
3) Вполне сильное для начала 40-х вооружение, тогда как на Ki-43-I вообще лишь два 7,7-мм пулемёта, что слабо даже по меркам 30-х;
4) Радиополукомпас! Впрочем, для палубного самолёта это крайне необходимая штука (иначе можно не найти авианосец), а фронтовой истребитель в ясную погоду обойдётся без него. Но, правда, далеко не на каждом Ki-43-I была даже радиостанция — тут флотские явно покруче будут (хотя зависит от времени выпуска "Зеро");
5) Возможность установки подвесных топливных баков, тогда как на "Хаябусе" они появились намного позже;
6) Выше бомбовая нагрузка (2 по 60 кг vs 2 по 15).
И даже потом "Зеро" был в большем отрыве — и автоматическое управление топливной смесью дали, и скорость заметно прибавилась. Но на Ki-43 раньше появилась бронеспинка + бомбовую нагрузку увеличили.
Хотя, что у "Хаябусы", что у "Зеро" есть общие минусы: из–за слабых моторов ради хороших ЛТХ конструкция облегчена настолько, насколько возможно. Но что хорошо для спортивного самолёта, то не годится для боевого — только японцы это поняли уже тогда, когда лётчиков не осталось. Ну и низкая высотность японских моторов привела к тому, что на высотах, где летали B-29, далеко не все истребители могли их догнать!
А ещё у Ki-43 и A6M слишком "дубовое" управление на высоких скоростях, а также скорость пикирования даже меньше, чем у Як-1!
К слову, если Ki-43-II сравнить с "Густавом", Spitfire Mk. IX, Ла-5 или Як-9, то японские самолёты вообще пососными получаются.
Хотя, например, у Яков тоже слабые вооружение и защита ради небольшого веса, но в итоге решили доводить до совершенства аэродинамику, чем делать бумажный самолётик из оригами. Можно сказать, что Як-3 — это правильный пример самолёта, что одинаково хорошо может и в виражный бой, и на вертикали.
Вообще странно, что "Зеро" так распиарен — палубный самолёт с ЛТХ чуть получше, чем у И-16 (ну и радиополукомпас для 1941 года — круто, но японцы потом на этом и застряли, тогда как у "тупых американцев" появились направленные радиомаяки). И японцы так долго держались за виражики, тогда как рулит именно бум–зум. Бой на виражах — это либо оборона (да и то — потом истребители прикрытия стали идти с превышением по высоте, чтобы набирать скорость в пикировании), либо когда самолёты были слишком хрупкие для такого. Даже в Испании стало понятно, что бой на вертикали бьёт виражные бипланы (у И-16, внезапно, есть скороподъёмность, но из–за высокого лобового сопротивления он плохо набирает скорость в пикировании).
И если сравнивать любой другой японский самолёт, то он будет хуже аналогов из передовых стран. У японцев, разве что, были хорошими гидросамолёты, ибо морское положение обязывает, но самым массовым всё равно стала "Каталина". Наверное, более–менее на мировом уровне у японцев были Ki-84, D4Y и N1K2-J, но они появились уже тогда, когда Япония утратила всякую инициативу. A7M вообще дальше прототипов не ушёл.